Администрация и управление

Аппарат правительства, который унаследовал Петр, имел много дефектов, был одновременно примитивным и сложным. Центральное управление реализовывалось в основном приказами, министерствами, каждое из которых было ответственно или за отдельный аспект политики (например, Посольский приказ отвечал за внешние сношения), или за широкий диапазон функций в географических областях (например, Сибирский приказ – за Сибирь). Эта система была путанной и бессмысленной, полномочия часто переплетались и противоречили друг другу. Боярская Дума, группа представителей крупной знати, была в упадке и совершенно неспособна обеспечивать центральное руководство управлением. В провинциях управление было в руках воевод, губернаторов, размещенных в городах, они неэффективно контролировались центральным правительством и могли легко превратиться в местных тиранов.

В течение длительного времени усилия Петра улучшить механизм управления были пробными и экспериментальными. Однако некоторые важные новшества были сделаны даже во время борьбы со Швецией и турками. Самым крупным из них было создание Сената в 1711 году. Это был орган из девяти должностных лиц, первоначально основанный, чтобы заменить царя, когда он непосредственно отбыл на борьбу с турками (указ был издан в день объявления войны оттоманской империи). Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации.

Другим наследством длительного значения было создание института фискалов в 1711 году. Их было всего 500, они ненавидели чиновников и должны были выведывать нарушения всех видов – уклонение от уплаты налогов, воровство и растраты общественных денег. Но, опять же, никакое количество инструкции не могло бы компенсировать дефицит людей, на которых Петр мог бы положиться в работе, сами фискалы стали печально известны своей коррупцией и притеснениями.

В 1718 году Петр основал административные коллегии. Управление при помощи коллегий было методикой, хорошо отработанной во многих частях Европы, особенно в немецких и скандинавских государствах. Всего коллегий было 11, основными считались Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская; финансами занимались Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия; Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия занимались различными аспектами индустриальной и коммерческой жизни; Юстиц-коллегия действовала как некий вид министерства внутренних дел; а Вотчинная – делами и интересами класса землевладельцев. В 1721 году декретом царя был учрежден новый пост Генерал-прокурора Сената, имевшем наивысшие полномочия; первым этот пост занял П.И. Ягужинский.

В 1721 году Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский, - записано в Воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает»7.

Наконец, модернизация и систематизация последних лет, нашли выражение в Табели о рангах, выпущенной в 1722 году, которая создавала сложную иерархию в вооруженных силах, управлении и суде.

Интеллектуальная и культурная жизнь
Любое существенное и длительное изменение в русской интеллектуальной жизни должно было зависеть от уровня образования. Петр делал усилия, чтобы достигнуть в этом победы, но успех был очень ограничен. Только в одном виде, в техническом обучении, направленном в значительной степени на потребности вооруженных сил, было достигнуто много. Шк ...

Итоги опричного правления
Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную. Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации: - ослабло влияние титулованного московского боярства; - со смертью Владимира Старицкого исче ...

Становление российского абсолютизма: общее и особенное
На основе проанализированого материала, мы пришли к следующим выводам: 1. Развитие Российского государства в период с начала XVI по первую четверть XVIII века, шло исключительно эволюционным путем. Попытки государственных деятелей идти на опережение эволюции приводили к политическому краху и системному кризису. Все реформы в системе го ...