Администрация и управление

Аппарат правительства, который унаследовал Петр, имел много дефектов, был одновременно примитивным и сложным. Центральное управление реализовывалось в основном приказами, министерствами, каждое из которых было ответственно или за отдельный аспект политики (например, Посольский приказ отвечал за внешние сношения), или за широкий диапазон функций в географических областях (например, Сибирский приказ – за Сибирь). Эта система была путанной и бессмысленной, полномочия часто переплетались и противоречили друг другу. Боярская Дума, группа представителей крупной знати, была в упадке и совершенно неспособна обеспечивать центральное руководство управлением. В провинциях управление было в руках воевод, губернаторов, размещенных в городах, они неэффективно контролировались центральным правительством и могли легко превратиться в местных тиранов.

В течение длительного времени усилия Петра улучшить механизм управления были пробными и экспериментальными. Однако некоторые важные новшества были сделаны даже во время борьбы со Швецией и турками. Самым крупным из них было создание Сената в 1711 году. Это был орган из девяти должностных лиц, первоначально основанный, чтобы заменить царя, когда он непосредственно отбыл на борьбу с турками (указ был издан в день объявления войны оттоманской империи). Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации.

Другим наследством длительного значения было создание института фискалов в 1711 году. Их было всего 500, они ненавидели чиновников и должны были выведывать нарушения всех видов – уклонение от уплаты налогов, воровство и растраты общественных денег. Но, опять же, никакое количество инструкции не могло бы компенсировать дефицит людей, на которых Петр мог бы положиться в работе, сами фискалы стали печально известны своей коррупцией и притеснениями.

В 1718 году Петр основал административные коллегии. Управление при помощи коллегий было методикой, хорошо отработанной во многих частях Европы, особенно в немецких и скандинавских государствах. Всего коллегий было 11, основными считались Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская; финансами занимались Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия; Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия занимались различными аспектами индустриальной и коммерческой жизни; Юстиц-коллегия действовала как некий вид министерства внутренних дел; а Вотчинная – делами и интересами класса землевладельцев. В 1721 году декретом царя был учрежден новый пост Генерал-прокурора Сената, имевшем наивысшие полномочия; первым этот пост занял П.И. Ягужинский.

В 1721 году Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский, - записано в Воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает»7.

Наконец, модернизация и систематизация последних лет, нашли выражение в Табели о рангах, выпущенной в 1722 году, которая создавала сложную иерархию в вооруженных силах, управлении и суде.

Крещение Руси Владимиром. Религиозные реформы князя Владимира.
Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Влади мир отобрал из огром ...

Спор иосифлян и нестяжателей
В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни. ...

Политическая система Франции
Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм. Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельнос ...