Особенности гос. системы в 9- 12 в.
Страница 1

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально- экономического строя.

И. Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2- ой половине Х1 в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи "военной демократии" и ограничивающих княжескую власть.

К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего Х1 в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т. к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправлять ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительница принципа государственности, а, с другой - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир "думал" с дружиной "строе земленем, и о ратех", т. е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Так летописец приводит случай, когда дружина высказала свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду. Князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже злата и серебра, удовлетворил ее требование.

Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет ("думу") князя, назывались боярами. Младшие дружинники - рядовые воины именовались "отроки" и "гриди".

Вооружение свободных общинников - "воев", характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшающемся масштабе. В летописи зафиксировано участие общинников в военных действиях. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.

Родовой (династический) характер наследования власти. В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало т. н. "лествичное" право наследования, т. е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

С другой стороны, продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя (ее теперь считали священной), что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти. Важно, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально- экономическими и политическими.

Страницы: 1 2 3

Четвертый этап  2й мировой войны
Советская Армия в конце 1943 вышла к западным границам СССР и начала освобождение восточной европы - Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии 6 июня 1944 г.) был открыт Второй фронт, войска союзников начали освобождение стран Западной Европы. В феврале 1945 г. на Ялтинской конференции руководители Англии, СССР и США решали судьбу Герман ...

Возникновение государственности у древних афинян. Минойский период
Возникновение и расцвет первых очагов государственности на территории Древней Греции происходит в III – II тысячелетии до н. э. на острове Крит. Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Коноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Этот период в истории называют эпохой «дворцовой» или «минойской» цивилизации. Именно появление дворцов свидете ...

Четвертый поход. Завоевание Византии
В начале XIIIв. папа ИннокентийIII призвал Европу к новому крестовому походу. Это был четвертый крестовый поход, который длился два года с 1202 по 1204 гг. Четвертый крестовый поход был своеобразным походом, связанным лишь по названию с другими крестовыми походами, но откровенно раскрывшем всю захватническую сущность всего крестоносного ...