Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского

Первые годы правления императора Александра I отмечены стремлением к осуществлению либеральных преобразований в государстве. Именно этот период ознаменовался появлением группы реформаторов либерального толка, среди которых особо выделялся М.М. Сперанский (1772 1839).

По заданию императора Сперанский подготовил ряд проектов, касавшихся усовершенствования государственного строя империи, явившихся фактически проектами российской конституции. Часть проектов были написаны в 1802 1804 гг., в 1809 г. подготовлены обширные трактаты "Введение к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных законов Российской империи".

Идеал Сперанского конституционная монархия, основанная на "законности форм осуществления власти". Непременным условием существования подобной формы правления является разделение властей. Законодательная власть, в соответствии с проектом, вручается двухпалатной Думе, занимающейся обсуждением и принятием законов. Исполнительная власть принадлежит монарху и является подконтрольной представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных как низшую ступень и Сенат как высшую инстанцию. Судебные учреждения: волостные, уездные, губернские суды должны были организовываться на основе выборности должностных лиц.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей в рамках Государственного совета, состоящего частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных населением. Государственный совет, в отличие от Думы, обладал лишь правом законодательной инициативы утверждение законов являлось прерогативой Государственной Думы.

Проект Сперанского предполагал создание многоступенчатой системы представительных органов: население на местах избирало волостную Думу, далее выборы проводились в окружную, губернскую думу, которая в свою очередь избирала депутатов в высший законодательный орган Государственную Думу. Сперанский предложил новый принцип организации выборов на основе имущественного ценза, в соответствии с которым население России делилось на три сословия дворянство, "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, рабочие, при слуга). Политические права, включающие право избирать и быть из бранным, получали первые два сословия, обладавшие необходимым для этого условием недвижимостью. Рабочий народ наделялся только гражданскими правами.

Являясь противником крепостного права, Сперанский предложил двухэтапную схему освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Проект Сперанского, представленный в конце 1809 г., первоначально был одобрен императором, однако Александр не решился на широко масштабное осуществление реформ. Преобразования фактически коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским "Общее учреждение министерств", которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также поря док делопроизводства. Этим по существу и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. Позднее реформатор был удален от двора и сослан в Пермь.

Типология средневековых орденов и тайных обществ
В исторической науке Средневековье обозначает период, следующий за историей древнего мира и предшествующего новой истории, в отечественной историографии, как правило, датируется – конец V – XIV-XVI вв. Как известно, в 7-9 вв. возникло мусульманское государство Арабский халифат, созданный халифами. Халиф – название самого высокого титул ...

Итоги Петровских реформ
Результаты преобразований Петра Великого обширны и многообразны, как многообразны и затронутые ими сферы жизни русского общества. Лучше всего сказал об этом, пожалуй, М.П. Погодин: « Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутски ...

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945)[3]
Потсдамская конференция руководителей трех союзных держав в принципе расставила точки над i в вопросе о том, какой хотят видеть Германию победители в ходе мирного урегулирования. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Берлинской конференции говорилось, ...