Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского

Первые годы правления императора Александра I отмечены стремлением к осуществлению либеральных преобразований в государстве. Именно этот период ознаменовался появлением группы реформаторов либерального толка, среди которых особо выделялся М.М. Сперанский (1772 1839).

По заданию императора Сперанский подготовил ряд проектов, касавшихся усовершенствования государственного строя империи, явившихся фактически проектами российской конституции. Часть проектов были написаны в 1802 1804 гг., в 1809 г. подготовлены обширные трактаты "Введение к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных законов Российской империи".

Идеал Сперанского конституционная монархия, основанная на "законности форм осуществления власти". Непременным условием существования подобной формы правления является разделение властей. Законодательная власть, в соответствии с проектом, вручается двухпалатной Думе, занимающейся обсуждением и принятием законов. Исполнительная власть принадлежит монарху и является подконтрольной представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных как низшую ступень и Сенат как высшую инстанцию. Судебные учреждения: волостные, уездные, губернские суды должны были организовываться на основе выборности должностных лиц.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей в рамках Государственного совета, состоящего частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных населением. Государственный совет, в отличие от Думы, обладал лишь правом законодательной инициативы утверждение законов являлось прерогативой Государственной Думы.

Проект Сперанского предполагал создание многоступенчатой системы представительных органов: население на местах избирало волостную Думу, далее выборы проводились в окружную, губернскую думу, которая в свою очередь избирала депутатов в высший законодательный орган Государственную Думу. Сперанский предложил новый принцип организации выборов на основе имущественного ценза, в соответствии с которым население России делилось на три сословия дворянство, "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, рабочие, при слуга). Политические права, включающие право избирать и быть из бранным, получали первые два сословия, обладавшие необходимым для этого условием недвижимостью. Рабочий народ наделялся только гражданскими правами.

Являясь противником крепостного права, Сперанский предложил двухэтапную схему освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Проект Сперанского, представленный в конце 1809 г., первоначально был одобрен императором, однако Александр не решился на широко масштабное осуществление реформ. Преобразования фактически коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским "Общее учреждение министерств", которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также поря док делопроизводства. Этим по существу и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. Позднее реформатор был удален от двора и сослан в Пермь.

Противоречия между английскими колонизаторами и бурскими поселенцами
К 70-м годам XIX в. Англия владела на юге Африки Басутолендом, Капской колонией и Наталем. Кроме того, в этом районе существовали две самостоятельные республики Трансвааль и Оранжевая, образованные бурами или африкандерами, потомками европейских, главным образом голландских, колонистов. Буры владели лучшими землями, захваченными у корен ...

Христианизация Киевской Руси
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н. э. В IX в. Русь дважды принимала христианство : первый раз при Ольге - 957 г. ; второй - при Владимире 988 г. После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь б ...

Свнрчевский Владимир Степанович
Родился в 1920 г. В г. Краматорске, окончил железнодорожную школу N 7, затем работал на СКМЗ техником термистом. Одновременно учился в местном аэроклубе. В 1940 - окончил Ворошиловоградскую школу летчиков, учился вместе с будущим космонавтом Г. Береговым. В войну - на Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском, З-Белорусском фронтах. В. С ...