Первая советская Конституция
Страница 1

Новая система государственного управлении, сложившая к середине 1918 г., нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г. Во время работы съезда левые эсеры организовали в Москве и ряде других городов восстание против советской власти из-за несогласия с проводимой большевиками внутренней и внешней политикой. Мятеж был быстро подавлен, и 9 июля съезд возобновил прерванную восстанием работу. Съезд исключил левых эсеров из всех Советов, и, таким образом, в стране окончательно установилась однопартийная система власти и управления.

Конституция – это не только Основной закон страны, но и важнейший управленческий документ. Конституция дает юридическое обоснование системы управления, устанавливает соподчиненность ее различных органов. Она провозглашает важнейшие принципы организации и деятельности различных структур государственной власти и управления, фиксирует основные свободы, права и обязанности граждан.

Управленческие отношения в новом государстве Конституцией РСФСР были определены как федеративные,

т.е., договорные

. Первым разделом Конституции стала, как известно, “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа ”. в ней отмечено, что “Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик ”.при этом рабочим и крестьянам каждой нации предоставлялось право самим решать, “желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных учреждениях ”. Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый съездом ВЦИК. Особенностью этого последнего органа было то, что ВЦИК становился одновременно “высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР ”.

Для общего управления делами Республики и руководства отдельными отраслями народного хозяйства Конституция предусматривала создание Совета народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.

В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. В сельских местностях, где это возможно, “вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей ”.

Конституция закрепляла основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав. В органах власти и управления предпочтение отдавалось рабочему классу. Так, согласно Основному закону страны, “Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов, где большинство избирателей были рабочими- по расчету 1 депутата на 25 000 избирателей и представителей губернаторских съездов Советов ( то есть там, где преобладали крестьяне), по расчету 1 депутат на 125 000 жителей ”. Принцип всеобщего избирательного права распространялся только на трудящихся, т.е. рабочих, служащих, крестьян, не пользовавшихся наемным трудом, военнослужащих. Лишались избирательных прав так называемым нетрудовые элементы: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, частные торговцы, духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки. Лишались избирательных прав и члены царской фамилии.

Создание принципиально новой системы государственной власти- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов –породило и новую систему управления, основанную на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.

Страницы: 1 2 3

Собирание русских земель вокруг Москвы. Формирование Московского государства
Создание российского государства - сложный и длительный процесс. В его основе лежали экономические, социальные и политические причины и предпосылки. Рост экономических и торговых связей, формирование социальных групп, заинтересованных в объединении страны (дворянство, горожане и др.),необходимость политического единения для борьбы с вне ...

Характеристика Русско-японской войны
1) До начала Рууско-японской войны, в июне 1899 года, в Гааге, после созыва международной конференции, было принято решение смягчить военные столкновения(не использовать удушливые газы, разрывные пули и.т.д), также был создан Гаагский международный суд для Третейского разбирательства международных конфликтов. Япония начала активно претв ...

Вторая мировая война.
После 1й мировой войны были приняты меры для стабилизации международной обстановки, была учреждена Лига Наций (прообраз ООН), введены ограничения не позволявшие Германии наращивать вооружения. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. вынудил многие страны заниматься решением своих внутренних проблем. Произошло разделение стран на д ...