Промышленная революция в США и её особенности
Страница 3

Материалы » Промышленная революция в США и её особенности

Успешно развивалось и суконное производство с центром в штате Коннектикут: к 1840 г. фабричное производство уже превышало домашнее. На Всемирной выставке в Лондоне (1851) первую премию получили именно американские шерстяные ткани. В целом техническое перевооружение американской текстильной промышленности завершилось к началу 1830-х гг. Северо-восток стал главным центром фабричного текстильного производства в США.

Изначально быстро в США развивались тяжелые отрасли: металлургия, добывающая, машиностроение. Здесь технический переворот начался позднее, однако произошел в сжатые сроки. В 1837 г. появилась первая домна с использованием каменного угля, а в 1840—50-х гг. происходило уже повсеместное вытеснение древесного угля каменным. С середины 1840-х гг. начало развиваться рельсопрокатное производство. За 1830—50-е гг. производство чугуна выросло в 3 раза, добыча угля — более чем в 20 раз. Однако до середины XIX в. США еще в значительной степени зависели от европейского металла.

В 1820-х гг. в США были заложены основы машиностроения: в 1828 г. была создана первая компания по производству паровых машин. В 1830 г. уже началось строительство паровозов, а в середине XIX в. наблюдается быстрое развитие американского машиностроения: появились крупные машиностроительные заводы в Нью-Йорке, в северо-восточных штатах (паровозостроительные заводы в Балтиморе, Филадельфии). Особенно высокими темпами развивалось производство сельскохозяйственной техники, которая требовалась для фермерских хозяйств.

Огромное значение для экономического развития страны имело создание транспортной сети: большие расстояния, густые леса сдерживали деловую активность. В этой связи уже в первой четверти XIX в. в США развернулось строительство каналов, связавших всю территорию страны в единую водную сеть. Создание в 1807 г. Р. Фултоном парохода "Клермонт", совершившего свой первый рейс по р. Гудзон, произвело революцию в судостроении. В 1819 г. американский пароход "Савана" впервые пересек Атлантический океан, правда, еще с помощью парусов.

Как и в странах Западной Европы, важнейшую роль в промышленном перевороте в США сыграли железные дороги: в 1827 г. была построена первая короткая железнодорожная линия. В середине XIX в. эта отрасль считалась наиболее предпочтительной сферой вложения капитала. Государство оказывало большую поддержку железнодорожным компаниям: предоставляло бесплатно землю, строительные материалы, беспроцентные ссуды. К 1860 г. США вышли на первое место в мире по общей протяженности железных дорог: она составляла 50 % от мировой железнодорожной сети. Однако большая часть рельсов все еще импортировалась из Англии.

В середине XIX в. в Пенсильвании, а затем и в других штатах были обнаружены месторождения нефти. Возникла нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, быстро занявшая одно из ведущих мест в американской экономике. А изобретение нового метода вулканизации каучука дало толчок развитию резиновой промышленности.

Недостаток рабочей силы в промышленности США стимулировал изобретательство. Наиболее значительными изобретениями в этот период были: пароход Р. Фултона (1807), жатвенная машина С. Маккормика (1836), электромагнитный телеграф С. Морзе (1837), вулканизация каучука (1844), турбина (1849), револьверный станок (1856). Важным изобретением была швейная машина И. Зингера (1851), на его основе была создана целая отрасль с крупнейшими предприятиями "Зингер" и "Беккер".

Развитие американского капитализма сопровождалось бурным ростом внешней торговли. За первую половину XIX в. ее товарооборот вырос в 4 раза. Однако в середине столетия готовые изделия составляли лишь 13 % американского вывоза. Экономика США еще находилась в зависимости от импорта английских машин и потребительских товаров.

Отмеченные достижения в индустриальном развитии США относились, прежде всего, к Северо-востоку. В 1860 г. на этот регион приходилось около 67 % стоимости всего промышленного производства страны. Вместе с тем промышленный переворот на Северо-востоке происходил в тесной связи с развитием других экономических регионов. Одновременно колонизировался Запад. Здесь шел процесс заселения и освоения новых земель, сопровождавшийся борьбой вокруг их распределения. Созданный фонд общественных земель оказался малодоступным для широких слоев населения. Постепенно правительство несколько облегчило условия приобретения земель (уменьшило минимальные размеры продаваемых участков и снизило цены), однако скваттерство (самовольное занятие земель) продолжалось. В конечном счете, правительству пришлось санкционировать самовольный захват: закон 1841 г. о праве заимки предоставил скваттерам право покупки уже обрабатываемой ими земли по номинальной цене, а в 1854 г. власти разрешили продажу малопригодных пустующих земель из общественного фонда за небольшую плату. Такие шаги способствовали развитию фермерских хозяйств и усилению потока переселенцев на западные земли (в 1850 г. здесь проживало уже 45 % населения страны). Земля на Западе приобреталась у государства, поэтому была свободна от абсолютной ренты, что существенно снижало себестоимость сельскохозяйственной продукции. Особое развитие здесь получило животноводство. Большинство ферм было семейного типа. К середине XIX в. фермерские хозяйства носили в значительной степени товарный характер, их продукция (пшеница, кукуруза, свинина и т. п.) вывозилась на промышленный Восток и рабовладельческий Юг. Преобладание семейного труда и его широкая механизация стали характерной особенностью американского сельского хозяйства, развивавшегося в свободных штатах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Ход реформы
Реформа в сфере промышленности шла по двум направлениям: стимулирование развития лёгкой промышленности и создание отраслей тяжёлой индустрии. Реформируя промышленную сферу, Петр акцентировал внимание на развитии мануфактурного производства, и, прежде всего тех его отраслей, которые обеспечивали военные нужды. В итоге реформа дала импуль ...

Югославский кризис в системе международных отношений
Уход с мировой арены Организации Варшавского Договора и Советского Союза открыл путь к складыванию "нового мирового порядка" (НМП ).¹ Его становление с самого начала проходило в обстановке резкого нарушения баланса сил в мире. В гораздо более ощутимом виде малопривлекательные черты НМП стали выходить на поверхность в ход ...

Основные этапы развития русско-крымских отношений. Россия и Крым в конце XV-начале XVII в.
В конце XV века отношения с Крымским ханством складывались в целом для России благополучно. Никита Беклемишев от имени Ивана III заключил с Менгли-Гиреем союз, действие которого должно было распространяться на детей и внуков великого князя. Условия его были очень выгодны для России. Основой русско-крымского союза была Борьба против Боль ...