Тяжелое положение рабочего класса

В эпоху империализма в России значительно выросла численность рабочего класса. В начале века количество рабочих фабрично-заводской, горнозаводской промышленности и железнодорожного транспорта составляло свыше 3 млн. человек. К началу первой мировой войны число промышленных и железнодорожных рабочих увеличилось до 4,2 млн. человек.

Империализм принес рабочему классу усиление эксплуатации, рост обнищания трудящихся масс. Рабочий день, ограниченный царским законодательством 11,5 часа, фактически достигал 12—13 часов. Заработная плата была настолько низкой, что ее не хватало для прокормления даже небольшой семьи. Широко применялся детский и женский труд, который оплачивался значительно ниже мужского.

Условия труда на предприятиях, особенно в шахтах, были крайне тяжелыми, техника безопасности зачастую вовсе отсутствовала, что приводило к частым несчастным случаям, увечью, гибели людей.

Беспощадная капиталистическая эксплуатация сочеталась с господствовавшими в стране полицейским режимом, произволом царских властей по отношению к народу. Рабочие не имели политических прав. Всякое выступление против капиталистических порядков и беззакония предпринимателей сурово подавлялось, За участие в забастовках рабочих подвергали тюремному заключению.

Однако вследствие высокой концентрации производства рабочий класс России превратился в мощную социальную силу, а рабочее движение стало фактом большого общественного значения. Противоречия между трудом и капиталом достигли в стране наивысшего напряжения.

Потребность в земельной реформы
1 Государственная дума собралась в апреле 1906 года, когда почти по всей России пылали усадьбы, не утихали крестьянские волнения. Как отмечал премьер-министр Сергей Витте, «самая серьезная часть русской революции 1905 года, конечно, заключалась не в фабричных забастовках, а в крестьянском лозунге: «Дайте нам землю, она должна быть нашей ...

Действия на морях
Действия на морях за этот период заключались в незначительных операциях на Северном, Балтийском и Черном морях, в содействии флота Антанты в борьбе за колонии, в конвоировании этим флотом войсковых транспортов, перебрасываемых на театры войны, в установлении блокады Адриатики и в крейсерской войне на океанах. На Северном море истекший п ...

Бои за Эстонию
2 февраля 1944 года Красная Армия форсировала реку Нарва и создала несколько плацдармов. 11 февраля был предпринят неудачный штурм Нарвы. После падения Нарвы 26 июля немецкие войска оперативной группы «Нарва» отступили к линии обороны «Танненберг», оборудованной примерно в 20 километрах западнее Нарвы в пересечённой местности Синимяэ. С ...