Тяжелое положение рабочего класса

В эпоху империализма в России значительно выросла численность рабочего класса. В начале века количество рабочих фабрично-заводской, горнозаводской промышленности и железнодорожного транспорта составляло свыше 3 млн. человек. К началу первой мировой войны число промышленных и железнодорожных рабочих увеличилось до 4,2 млн. человек.

Империализм принес рабочему классу усиление эксплуатации, рост обнищания трудящихся масс. Рабочий день, ограниченный царским законодательством 11,5 часа, фактически достигал 12—13 часов. Заработная плата была настолько низкой, что ее не хватало для прокормления даже небольшой семьи. Широко применялся детский и женский труд, который оплачивался значительно ниже мужского.

Условия труда на предприятиях, особенно в шахтах, были крайне тяжелыми, техника безопасности зачастую вовсе отсутствовала, что приводило к частым несчастным случаям, увечью, гибели людей.

Беспощадная капиталистическая эксплуатация сочеталась с господствовавшими в стране полицейским режимом, произволом царских властей по отношению к народу. Рабочие не имели политических прав. Всякое выступление против капиталистических порядков и беззакония предпринимателей сурово подавлялось, За участие в забастовках рабочих подвергали тюремному заключению.

Однако вследствие высокой концентрации производства рабочий класс России превратился в мощную социальную силу, а рабочее движение стало фактом большого общественного значения. Противоречия между трудом и капиталом достигли в стране наивысшего напряжения.

Сузунский монетный комплекс. Сибирская Монета
Сибирские монеты — монеты, выпускавшиеся в Сибири Колыванским (Нижне-Сузунским) монетным двором в 1766—1781 гг. достоинством в полушку[1], деньгу[2], копейку, 2, 5 и 10 копеек. Так как колыванские руды содержали на пуд добываемой из них меди 135/96 золотника золота и 313/96 золотника серебра, то ввиду дороговизны извлечения драгоценных ...

Замысел земельной реформы
В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. Общинная и частная собственность на землю не могли дольше уживаться рядом. В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям. Но в начале 1906 года произошел перелом в настроениях. О ...

Народное просвещение.
Социально-экономическое развитие страны заставляло царизм идти на некоторые реформы в области школьного образования. В 1802 году было создано министерство народного просвещения. Формально уставом вводилась доступность образования. Фактически же школа в России имела ярко выраженный сословный характер. Детей кре­постных крестьян в гимназ ...