Горкунов Михаил Степановн

Материалы » Герои Советского Союза Краматорска » Горкунов Михаил Степановн

Капитан Михаил Горкунов не оставил нам ни дневников, ни писем. О его короткой жизни сухим официальным языком рассказывают строки наградных листов. Сын крестьянина из Харьковской области, выпускник ФЗУ, он в начале 30-х годов приходит работать на НКМЗ. Миша принадлежал к поколению, которое без страха подставляло грудь ветру перемен и с гордостью утверждало, что оно родилось, чтобы «сказку сделать былью». И не удивительно, что именно авиация с ее поэзией полетов и техническими достижениями стала подлинным призванием для молодого рабочего. Именно она помогла Михаилу в полной мере реализовать его человеческие и профессиональные качества, Впервые он поднялся в небо во время занятий в Краматорском аэроклубе.

После окончания аэроклуба Горкунов в числе самых способных курсантов был направлен для продолжения учебы в Ворошиловграде кую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Несмотря на молодость, уже в школе Михаил проявил себя как умелый, талантливый летчик, что обусловило затем назначение его инструктором в одно из военных училищ.

С самого начала войны лейтенант Горкунов рвется на фронт, но его многочисленные рапорты с просьбой о переводе в действующую армию не находят поддержки у командования. Лишь осенью 1941 г. просьба Горкунова была удовлетворена. Михаила направили на юг: он защищал Крым, Кавказ, Донбасс. Филигранное мастерство пилота, отвага, жажда риска и хладнокровие, вера в свои возможности помогли Горкунову в кратчайший срок стать лучшим разведчиком полка. Его самолет не могли остановить ни ночь, ни буря, ни снег, ни огонь вражеских батарей. Из 144 боевых вылетов, совершенных Горкуновым к концу 1942 г., 111 приходилось на ночное время. Дерзко и изящно ведет он смертельную игру с противником, каждый раз выходя победителем. Как бы дразня вражеские батареи, Михаил в ясную солнечную погоду совершает облет Чакгорского моста для сбора разведывательных данных, а затем, «умело маскируясь отдельными облаками», возвращается на свой аэродром.

Многие документальные описания боевых действий Горкунова воспринимаются как легенда, с трудом верится, что человек, сражаясь в таких условиях, мог уцелеть. Июньской грозовой ночью самолет Горкунова, вылетевший на бомбардировку военного аэродрома в Мариуполе, попал в ловушку: на нем скрестились лучи семи фашистских прожекторов. Несмотря на то, что по его самолету била вся наземная артиллерия, Горкунову удалось не только вырваться из ловушки, но и уничтожить 5 вражеских прожекторов и 2 зенитки. Двое суток после этого боя техники ремонтировали Мишин самолет.

Образцом блестящего воинского искусства Горкунова стала операция по уничтожению фашистских самолетов на аэродроме Беюк-Энлар в Крыму. Обнаружив майской ночью 1942 г. работающий аэродром противника и кружащиеся над ним самолеты (они готовились к посадке), Горкунов смело включается в эту «карусель»: вместе с фашистскими летчиками, принимающими его за своего, он делает несколько кругов над аэродромом, затем резко бросает самолет вниз и поджигает четыре самолета, стоящие на летном поле. И хотя самолет Горкунова обстреливался зенитками, летчику удалось набрать высоту и поджечь еще один самолет. К концу 1942 г. экипаж капитана Горкунова уничтожил 17 самолетов на аэродромах, 16 танков, 13 орудий, 13 пулеметов, 94 автомашины, 4 склада, 3 переправы, 14 железнодорожных вагонов. За успешное выполнение боевых заданий Михаил Горкунов. был награжден двумя орденами Красного Знамена, удостоен звания Героя Советского Союза.

Миша погиб 6 декабря 1943 года. Как и тысячи солдат Великой Отечественной, он ушел из жизни, не успев вдохнуть пьянящий воздух весны 1945 г., весны Победы.

Рабочее движение
Рабочее движение 60-х гг. не было значительным. Преобладали случаи пассивного сопротивления и протеста — подача жалоб или просто бегство с фабрик. Из-за крепостнических традиций и отсутствия специального рабочего законодательства установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Со временем рабочие все чаще стали устраивать стачки ...

III отделение Императорской канцелярии, его особая роль и значение
Николай I начал свое правление с подавление восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, что отложило отпечаток на все его царствование. Восстание декабристов показало, что существующая структура правоохранительных органов не оказывает позитивного влияния на эффективность их работы. Вне поля зрения органов политического розыска ...

Противоречия между английскими колонизаторами и бурскими поселенцами
К 70-м годам XIX в. Англия владела на юге Африки Басутолендом, Капской колонией и Наталем. Кроме того, в этом районе существовали две самостоятельные республики Трансвааль и Оранжевая, образованные бурами или африкандерами, потомками европейских, главным образом голландских, колонистов. Буры владели лучшими землями, захваченными у корен ...