Ржавский Никита Харитонович
Лейтенант Никита Ржавский погиб в 25 лет. 7 декабря 1941 г. во время выполнения боевого задания его самолет был подбит вражеским снарядом. О том, чтобы спастись, сдавшись в плен, не могло быть и речи. Из последних сил тянул летчик горящий самолет на свою территорию. Ему не хватило нескольких минут, чтобы приземлиться: в 200 м от аэродрома самолет потерял управление и рухнул в лес.
О выдающихся боевых достижениях лейтенанта Ржавского писали не только ленинградские, но и центральные газеты. Он, воевавший с первых дней войны на Ленинградском фронте, к 15 октября 1941 г. успел совершить уже 200 боевых вылетов. В книге Бурова «Твои герои, Ленинград» так описываются боевые действия краматорчанина: «Гитлеровцы готовили налеты на Ленинград. Ржавский с пятью боевыми товарищами нанес удар по вражескому аэродрому. Пятнадцать самолетов сгорели на земле. Ржавский ушел от цели последним. Он заметил, что две фашистские машины пытаются взлететь. Подняться им не удалось - Ржавский зажег их на земле».ч
Никита летал на истребителе И-153, «Чайке», как любовно называли его летчики. Машины этого типа были плохо приспособлены к бомбардировкам. И Ржавский, бывший клепальщик НКМЗ, со свойственной рабочему человеку практической сметкой, сам усовершенствует механизмы самолета.
Воевал Ржавский и как летчик-истребитель. 3 декабря 1941 г. группа из четырех летчиков, в которую входил и Никита, 35 мин. вела бой с 12 «мессершмиттами». Итог этого боя оказался совершенно неожиданным. Противник, имея тройное превосходство, . сбежал, а все четверо пилотов благополучно вернулись на базу.
За отличное ведение боевых действий лейтенант Ржавский получил восемь благодарностей от командования. А 10 февраля 1943 г. Никите Харитоновичу Ржавскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Путь будущего героя в авиацию начинался в нашем городе. Его, сына крестьянина-бедняка из Первой Марьевки, глухого села Краматорского района, навсегда пленила романтика авиационных полетов. Никита мог часами любоваться медленным парением планеров, фигурами высшего пилотажа, которые показывали на маленьких У-2 летчики-инструкторы, белыми зонтиками парашютов в голубом небе. И в 1937 г. Ржавский, тогда молодой рабочий НКМЗ, отвечая на призыв «Комсомолец - на самолет!», приходит в Краматорский аэроклуб. В праздничном выпуске заводской газеты «Сталинец» (1937), посвященном Дню авиации, о Ржавском уже говорится как об одном из лучших курсантов.
После окончания аэроклуба в Краматорске Никита продолжает учебу в Ворошил овоградской школе летчиков. Затем были недолгая «мирная» служба в Читинском и Ленинградском военных округах, славная боевая биография и последний, 286 вылет.
В нашем городе о Никите напоминают улица его имени в центре поселка Веселый, мемориальная доска на здании ЦМК НКМЗ, где он работал.
Приложения
Приложение 1
Конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму*
(Крым, 4 - 11 февраля 1945 года)
За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителей трех союзных держав - Премьер-министра Великобритании г-на У. Черчилля, Президента Соединенных Штатов Аме ...
Формирование территории России и СССР в 1939 – 1945 гг.
Значительные изменения в западной государственной границе СССР произошли в 1939 - 1940 гг. К тому времени существенно выросла экономическая и военная мощь страны. СССР, используя противоречия между великими державами, решает свои геополитические проблемы. В результате короткой (ноябрь 1939 г. - март 1940 г.), но тяжелой войны с Финлянди ...
Печерский Михаил Федорович
Родился в 1925 году в с. Козинка Липецкой области. Переехал в Краматорск в 1934. Учился в ФЗУ, стройтехникуме. Работал столяром в цехе ширпотреба НКМЗ. Восемнадцатилетним ушел на фронт, по трудным солдатским дорогам дошел до Берлина, стал командиром расчета.
Необходимо было на подступах к Берлину взять сильно укрепленный район. Но ураг ...