Административная  реформа.

Материалы » Россия в эпоху Петра I (1682-1725 гг.) » Административная  реформа.

Она была призвана обеспечить неограниченность власти самодержца при решении всех вопросов государственной жизни. Для последней отныне стали характерны строгая централизация, бюрократизация аппарата управления государством, регулярная армия, включение Церкви в общую систему государственного администрирования, упорядочение финансовой сферы.

Перестройка аппарата государственного управления осуществлялась в рамках административных реформ, проведенных на всех «этажах» власти. Существенное влияние на административные реформы оказали модели центрального управления Швеции, а на уровне областного управления – завоеванных Россией Эстляндии и Лифляндии. Высшим учреждением петровской администрации стал Правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую Думу, в 1711 г. Во главе Сената с 1722 г. находился Генеральный прокурор (до этого – обер-секретарь).

Вместо приказов, функционировавших на основе персонального принципа, были учреждены коллегии, действовавшие на принципах коллегиальности. В 1717 – 1718 гг. в России было учреждено 12 коллегий, функционировавших на основе специальных регламентов (уставов). Президентами коллегий были русские, а вице-президентами – в большинстве случаев иностранцы. Иностранцем должен был быть один из советников или асессоров коллегии. Введение иностранцев в состав коллегий должно было повысить эффективность работы новых органов управления. На практике, однако, коллегиальная форма правления оказалась не столь эффективной, как рассчитывал ее создатель.

Преобразование местного управления характеризуется комплексом самостоятельных реформ: городского управления (1699 и 1721 гг.), органов управления на местах (1708 – 1711, 1719 гг.), попыткой предоставления дворянству права избирать своих представителей в органы местного управления (1702 – 1705, 1713, 1714 гг.). Первой была попытка учреждения в Москве в 1699 г. Бурмистерской палаты, а в других городах – должности бурмистра. Однако прочной почвы городское самоуправление в России не имело. И в 1721 г.в Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший делами всего городского сословия в России. В крупных городах появились городовые магистраты. В 1708 – 1709 гг. было произведено разделение страны на 8 губерний. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый царем. В его руках была сосредоточена исполнительная и судебная власть. В 1719 г. они были разделены на 50 провинций, которые делились на уезды, возглавляемые воеводами. Одновременно в деятельности по совершенствованию местного законодательства прослеживается и другая тенденция – стремление Петра привлечь к делам управления местное дворянство. Но здесь Петр столкнулся с труднопреодолимой косностью дворянства. Активизация роли дворянства на местах вела к расширению его служебных обязанностей, что вызывало недовольство, а порой и враждебность самого дворянства.*

Либеральное движение
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но, так или иначе, либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и ...

Второй и третий крестовые походы
Однако, несмотря на дополнительную силу в виде духовно-рыцарских орденов положение иерусалимского королевства было очень нестабильным. Наибольшей силы Иерусалимское королевство достигло в 30-40 годах XII в., но уже в 1144г. значительная часть его владений была захвачена турками. Иерусалимский король обратился к папе с просьбой призвать ...

Роль варягов в развитии Киевской Руси. Норманнская теория
Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги»? Варяги это - древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси. Слово "Русь&qu ...