Письменность, летописание и литература

Материалы » Юго–Западная Русь - земли и населения » Письменность, летописание и литература

Возникновение письменности у восточных славян связано с требованиями социально-экономического, политического и культурного развития. Письменность в Киевской Руси появилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствуют документы — договоры киевских князей с императорами Византии второй половины IX и первой половины X в., а также берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде и прочитанные. После введения христианства на Руси из древнерусского и церковнославянского языков образовался письменный язык. Его азбукой — кириллицей, было более совершенное славянское письмо, созданное болгарским просветителем Кириллом в IX в. Сохранились надписи на литейных формах, хозяйственных предметах, оружии, кирпичах и т. д. Немало их нашли археологи в Киеве, Новгороде и других городах. Центрами переписывания и перевода иностранных книг на славянский язык были княжеские дворы, монастыри, церкви Киева, Новгорода, Чернигова, Переяслава, Суздали, Галича. Во времена Ярослава Мудрого в Киеве при Софийском соборе была мастерская для перевода и переписывания книг. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте, на бересте, досках. Бумаги еще не было.

Древнерусские ученые создавали первые исторические труды — летописи, куда заносились события того времени по годам. Выдающимся произведением XII в. является «Повесть временных лет». Автором первоосновы и источника этого летописного свода считают монаха Печерского монастыря (Киев) Никона. В рукописи рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», излагается ее древняя история. Летописание существовало и в других городах Киевской Руси. Оно отражало идеологию господствующего класса — феодалов.

В Киевской Руси появилась и художественная литература, преимущественно церковного содержания. Наиболее значительные произведения — «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Изборник» Святослава Ярославича, «Поучение детям» Владимира Мономаха. Распространялась переводная литература.

Происхождение иноземцев в России XVI-XVII вв.. Устойчивое присутствие иноземцев в XVI-XVII вв
Шестнадцатый и семнадцатый века в России - время утверждения и развития идеи о Москве как - Третьем Риме, хранительнице последнего на земле истинного христианства. Представления об особом предназначении Руси (при теснейшем союзе Церкви и Царства в соответствии с теорией симфонии) неизменно ставили перед правителями важнейшую задачу - за ...

Архитектура Буэнос-Айреса - "Париж Южной Америки"
Буэнос-Айрес - многоликий город, полный очарования. Здесь действительно присутствует приятное ощущение оригинальности и экзотики. Город поразителен! Смесь архитектурных стилей, напоминающий Европу 1950-х, говорит о ярком характере. И современный, и консервативный Буэнос-Айрес не похож ни на один другой город в мире! Ведь не с проста его ...

Социальная политика в России XVII в.. Крестьянская война под предводительством И. Болотникова
На юго-западной Украине, в районе Путивля, скопилась масса населения, бежавшего в недавние годы из центральных и северо-западных районов страны. Атмосфера ненависти к угнетателям была здесь господствующей, а отдаленность от центра, слабость правительственной администрации, наличие организованной военной силы в лице казачества создавали ...