Экономическое развитие СР
Страница 1

Выход из состава федерации не привел к немедленному росту словацкой экономики. Более того, нарушение прежних производственных связей, сокращение поставок промышленной продукции, особенно военного назначения, на которой специализировалось большинство предприятий Словакии, на рынки постсоветских и постсоциалистических государств, при практически полном отсутствии выхода на мировой рынок породили серьезные трудности, с которыми столкнулось правительство В. Мечиара в 1993 г. Медленно сокращался уровень инфляции, в 1993 г. она все еще превышала 21%, обесценивая доходы и накопления населения, устойчиво росла безработица, охватив более 10% трудоспособного населения. Повышению эффективности экономики не способствовала также утвердившаяся при правительстве Мечиара практика приватизации, когда государственную собственность получали прежде всего люди, близкие к премьеру и партиям правительственной коалиции. Многие из новых собственников заботились не столько об оживлении производства, сколько о личном обогащении, в результате чего предприятия быстро оказывались на грани банкротства. Несоответствие ожиданий общества и реальной экономической ситуации стало одной из существенных причин отставки правительства Мечиара.

Однако и правительству Й. Моравчика (1994), проводившему более либеральную хозяйственную политику, предпринявшему шаги по активизации процесса приватизации и переходу страны к рыночной экономике, не удалось переломить неблагоприятные тенденции развития. Не была также изжита коррупция в государственном аппарате, вызывавшая особенно болезненную реакцию в обществе при Мечиаре. Только теперь ее плодами пользовались другие люди, близкие новому правительству.

Второе правительство В. Мечиара (1994), обладавшее стабильным большинством в парламенте, необходимым для спокойной законотворческой деятельности, обратило на экономику самое пристальное внимание. В 1995 г. были внесены существенные изменения в закон о приватизации государственной собственности. Вместо купонной приватизации каждый гражданин страны получил компенсацию государственными долговыми обязательствами (облигациями) на сумму 10 тыс. крон со сроком погашения до конца 2000 г. Тем самым из процесса приватизации практически исключались западные инвесторы. Правительство вело поиск необходимых средств для реструктуризации промышленности, в первую очередь внутри страны, для чего проводилась более жесткая денежная и бюджетно-налоговая политика. Но практиковались и зарубежные заимствования, что привело к почти трехкратному росту внешней задолженности, в 1998 г. она достигла 11,9 млрд долларов. С помощью предпринятых мер удалось стабилизировать уровень инфляции и безработицы, добиться ощутимого роста экономики, но обещанного кабинетом процветания и динамичного развития Словакии не произошло.

Правительство широкой коалиции М. Дзуринды (1998) сделало ставку на структурные реформы с целью достижения макроэкономического равновесия. Оно прибегло к ряду непопулярных в обществе мер (сдерживание зарплаты бюджетников, повышение цен, увеличение налогообложения предпринимательской сферы, свертывание инвестиций и др.). Серьезное внимание было обращено на акционирование банковской сферы и промышленных предприятий, остававшихся в государственной собственности. С этой целью проводился курс на привлечение иностранных инвестиций в эти области экономики, а также реформирование естественных монополий. Предпринятые усилия стали давать свои результаты в 2000-2001 гг. Заметно увеличился приток западных капиталов, только в 2000 г. в Словакию поступило 1,1 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций, в то время как с 1990 по 1999 г. удалось привлечь только 2,1 млрд долларов. В 2003 г. иностранные капиталовложения составили 3 млрд долларов. Особенно активно они направлялись в металлургию, связь, нефтегазовую промышленность, банковскую сферу.

Резкая либерализация цен, линия на экономное расходование государственного бюджета сопровождались ростом безработицы, наряду с инфляцией наиболее тяжело сказывавшейся на социальном самочувствии словаков. В 1998-2001 гг. безработные составляли от 13,7 до 18,3% трудоспособного населения страны, а уровень инфляции колебался в диапазоне 5,8 – 14,2%. Остроту напряженности в стране смягчал наблюдавшийся экономический рост, хотя и не столь высокий, как в конце правления правительства В. Мечиара, когда он составил почти 7%.

Страницы: 1 2

Центральные органы управления, осуществлявшие руководство колхозами
Центральными органами, осуществлявшими руководство колхозами, являются: а) органы общей компетенции – Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, Совет Министров СССР, Советы Министров союзных и автономных республик; б) органы специальной компетенции – Министерство сельского хозяйства СССР, министерства сельск ...

Хрущевская оттепель
Став первым секретарем, Хрущев сразу решил поднять значение сельского хозяйства в глазах общественности. Для этого он затеял весьма живописную компанию освоения «целинных земель». Это было степные районы на севере Казахстана, в Западной Сибири и на юго-востоке Европейской части России. Хрущев собирался превратить «целенные земли» в круп ...

Эпоха смутного времени. Причины сущность, последствия
Основные даты и события: 1598—1605 гг. — правление Бориса Годунова; 1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I; 1606— 1610 гг. — правление Василия Шуйского; 1611 г. — первое ополчение; 1612 г. — второе ополчение; 1613 г. — избрание Михаила Романова на царство; 1617 г. — Столбовский мир со Швецией; 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. ...