Новые тенденции в культурном развитии Словакии
Страница 1

Материалы » Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в. » Новые тенденции в культурном развитии Словакии

В Словакии в первое десятилетие после «бархатной» революции своего рода бум переживало сакральное зодчество, длительное время находившееся под негласным запретом прежних властей. Среди множества церковных построек стоит отметить собор в Войковцах (1990-1993 гг., арх. А. Рыбарчак); церковь в Ловинобане в районе Лученец Среднесловацкого края (1990-1993 гг., арх. П. Пастор), где удачно использованы местные архитектурные традиции. В словацкой столице – церковь и образовательный центр конгрегации салезианцев (1998 г., арх. А.М. Вебер, М. Вебер).

Из новой словацкой светской архитектуры выделяется здание Словацкого банка в Братиславе (1996-1999 гг., арх. Кусы, П. Паньак).

После установления в 1948 г. монопольной политической власти КПЧ началась идеологизация всех сфер жизни, включая науку и культуру. Под строгим государственным патронатом развивалось также образование. В этой сфере новый режим опирался на существовавшую ранее широкую сеть школ и учебных заведений. В то же время основной упор делался на ликвидацию либерального характера прежней системы образования и создание новой на основе закона 1948 г. о единой школе. Вводилось всеобщее, обязательное и бесплатное обучение.

Государственная политика была нацелена на развитие высшего образования и одновременно — на кардинальное изменение социального состава студентов за счет привлечения рабочей и крестьянской молодежи. В стране насчитывалось 37 высших учебных заведений, включая ряд новых чешских и еще больше ––словацких технических вузов и университетских центров, основанных в 60-е годы.

При этом, однако, наблюдался постоянный рост числа учащихся, приходившихся по статистике на одного учителя, в конце 70-80-х гг. по сравнению с западноевропейской практикой оно было выше вдвое. По числу лиц с высшим образованием относительно всего населения Чехословакия занимала весьма скромное место в Европе.

За годы “реального социализма” было образовано множество научно-исследовательских центров как в области естественных, так и гуманитарных наук. Чехословацкая и Словацкая АН объединяли почти 150 НИИ. Большинство фундаментальных исследований проходило в русле тесного научно-технического сотрудничества с другими странами - членами СЭВ. Чешские и словацкие ученые традиционно входили в наиболее влиятельные международные научные организации. О мировом уровне науки свидетельствовало присуждение Нобелевской премии корифею полярографии (новой отрасли аналитической химии) чеху Ярославу Гейровскому.

Реорганизация системы образования после 1948 г. особенно глубоко затронула общественные науки. История, философия, экономика, право испытывали жесткий идеологический и партийный диктат и были втиснуты в рамки догматических постулатов марксизма-ленинизма. Прежняя позитивистская школа в общественных науках практически сошла на нет.

Обезличивающему идеологическому контролю были подчинены все средства массовой информации. По существу частью партийно-государственно структуры являлись союзы творческой интеллигенци, в которых задавали тон представители номенклатуры. Издательства печатали лишь то, что было официально дозволено цензурой. Стремление режима создать ускоренными темпами облик “нового человека” приводило в культурной сфере к тому, что советская художественная продукция по объему превосходила собственно чешскую и словацкую.

Из истории литературы полностью вычеркивалось творческое наследие таких писателей, как Карел Чапек. Современные модернистские и авангардистские течения были в немилости. Обмен культурными ценностями со странами Запада сводился к минимуму.

Определенная оттепель наступила лишь в конце 50-х — начале 60-х гг., а затем –– в период “пражской весны”, в связи с наметившейся идеологической раскрепощенностью. Новые веяния проявились особенно в работе съездов Союза чехословацких писателей. Наиболее авторитетной и популярной фигурой стал чешский поэт, лауреат Нобелевской премии 1948 г., Ярослав Зейферт. Он призывал коллег по перу быть настоящей совестью народа.

В литературе и искусстве в послевоенную эпоху занимала видное место военная и антифашистская тематика. Большой вклад в развитие литературы внесли такие писатели старшего поколения, как В. Ржезач, В. Незвал и др. Постепенно все вытесняет социалистический реализм, который провозглашался единственным художественным методом, что впоследствии негативно сказывалось на общем состоянии культуры и судьбах ее творцов.

Независимая оппозиционная и диссидентская культура эпохи “реального социализма” могла найти резонанс лишь на Западе. Именно там впервые публично ставились пьесы нынешнего президента Чешской Республики Вацлава Гавела, публиковались произведения таких неординарных писателей как Милан Кундера, Богумир Грабал и др. К оппозиционному реформаторскому направлению общественной мысли, наряду с В. Гавелом и И. Климой, принадлежали также философы Ян Паточка, Карел Косик, историк Вацлав Черный и др. Главной формой распространения нонконформистских взглядов в период идеологической несвободы являлся “самиздат”. Сам термин был заимствован, как видим, из русского языка. Выходила даже самиздатовская периодика (“Револвер-ревю”, “Критический сборник”, “Средняя Европа”).

Страницы: 1 2 3

Образование финансового капитала
В эпоху империализма значительно повысилась роль банков. Банки — это учреждения, выполняющие различные денежные операции, осуществляющие посредничество в расчетах между предпринимателями и в кредите. Банки выдавали денежные ссуды капиталистам для расширения производства и торговли. За это они взимали определенный процент. Но банки и сам ...

Жалованные грамоты
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. «Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную во ...

Под датским господством
В 1219—1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония. В результате восстания 1223 года, начавшегося со взятия и разрушения эзельцами (жителями острова Сааремаа) замка, построенного незадолго перед этим датчанами, почти вся территория Эстонии была освобождена от крестон ...