Новые тенденции в культурном развитии Словакии
Страница 2

Материалы » Словацкая республика в 1993 г. - начало ХХІ в. » Новые тенденции в культурном развитии Словакии

В эмиграции с 1950-х гг. действовал “Совет свободной Чехословакии” (США) и Мировой конгресс словаков с центром в Канаде. С 1956 г. издавался популярный журнал “Сведецтви” (“Свидетельства”), вокруг которого группировалась интеллектуальная элита во главе с Павлом Тигридом. Подобное значение имели также издаваемые в Риме Й. Пеликаном “Листы”. После подавления “пражской весны” за рубежом функционировал ряд независимых издательских центров, например, “Sixty-eight Publishers” в Торонто ( Й. и З. Шкворецкие), издательство “Конфронтация” в Швейцарии, в Лондоне — “Розмлувы” (“Беседы”) и др. Эмиграция оказывала существенную материальную поддержку оппозиционным деятелям чешской и словацкой культуры, подвергавшимся гонениям внутри страны.

Мировое признание получило творчество чешского кинорежиссера, работавшего за рубежом, Милоша Формана (“Полет над гнездом кукушки”, “Амадеус” и др.). В чехословацком кинематографе выделялись своей новаторской поэтикой фильмы режиссеров Йиржи Менцела, Веры Хитиловой, Юрая Герца, Юрая Якубиско, Штефана Угра, Яна Сверака. Из киностудий наиболее продуктивными были и остаются чешская “Баррандов” и словацкая “Колиба”.

Традиционно добротный уровень сохранял чешский и словацкий театр, несмотря на определенную дань времени, выразившуюся в чрезмерной идеологизированности многих сценических постановок. Характер чешского театра определял творческий поиск многочисленных театров-студий малых форм в Праге, Брно, Либерце, Усти-на-Лабе и др. Пьесы В. Гавела, которые ныне являются неотъемлемой частью чешского и мирового театрального репертуара. ставились лишь в узком кругу единомышленников.

Всемирной известности добились словацкие оперные исполнители Габриела Бенячкова, Эдита Груберова, Петер Дворский.

Сложилась традиция проведения регулярных музыкальных фестивалей в Праге и Братиславе с участием прославленных музыкальных коллективов и исполнителей со всего мира. Из современных композиторов можно отметить творчество Петра Эбена и Сватоплука Гавелки.

Чешскому и словацкому прикладному искусству, как правило, свойственно умелое сочетание традиционных и новых форм. Произведения из стекла, текстиля, дерева и металла известны во многих странах и пользуются заслуженным спросом. По эскизам таких мастеров, как Фулла и Алекси, выполнены многие словацкие гобелены.

Неповторимый колорит чешской столице придают современные скульптурные шедевры, такие как памятники 50-х годов –– Яну Жижке на горе Жижков в Праге, художнику Й. Манесу (Богумил Кафка); Яну Гусу во дворе средневекового университетского центра “Каролинум” (Карел Лидицкий); памятник писательнице Божене Немцовой на Славянском острове (Карел Покорны); композиция В. Маковского “Новый век” и др.

Заметных творческих успехов ныне достигли многие чешские и словацкие мастера, вышедшие из мастерской Й. Вагнера в Высшем художественно-промышленном училище в Праге. Наиболее маститые — это чешский скульптор Олбрам Зоубек, чье творчество вдохновляется блистательной средиземноморской архаикой, и словацкий мастер Людвик Коркош, использующий неисчерпаемые традиции национальной деревянной скульптуры. К народным традициям обращено творчество другого видного словацкого скульптора В. Компанека.

Большой интерес вызвали художественные выставки на родине и за рубежом таких мастеров, как Йиржи Андерле, Адольф Борн, Владимир Комарек, Карел Валтр, Винцент Гложник и творческой группы “Тврдоглави” (“Упрямые”) и др.

К архитектурным достижениям послевоенного периода бесспорно стоит отнести известный комплекс международной машиностроительной выставки в Брно (З. Алекс, Ф. Ледерер), чехословацкий павильон на Брюссельской всемирной выставке, здание телебашни и отеля на горе Йештед (К. Губачек, З. Патрман, получили премию им. Перре Международной унии архитекторов), аэропорт в г. Кошице, театр им. Яначека в Брно, памятник Словацкому национальному восстанию в г. Банска Быстрица (Д.Кузма, Й. Янкович), комплекс зданий для чемпионата мира по зимним видам спорта в словацких Татрах.

Приметами 70-80-х гг. стали такие архитектурные доминанты, как отели “Интернационал” в Праге (К. Филсак, Й. Швец) и “Форум” в Братиславе (Й. Хаускрехт), пражские универмаг “Котва” (В. и В. Махонины) и Дворец культуры (Я. Майер, А. Марек, Я. Кралик, В. Устогал).

В 70-е гг. появились первые линии Пражского метро с выразительно оформленными вестибюлями станций. Особенно удачна “Малостранская” арх. З. Дробного, украшенная знаменитой барочной скульптурой Матиаша Брауна “Надежда”.

К тому же времени относится возведение главного здания Матицы Словацкой в г. Мартин (Д. Кузма, А. Циммерман), а также стального подвесного моста в Братиславе через Дунай длиной 431 м (А. Тесар, Й. Лацко, И. Сламень) и моста-эстакады в Праге длиной 485 м (арх. В. Михалек, С. Губечка по старому проекту С. Бехине и Б. Козака).

Особенно высоки в послевоенный период достижения чешских и словацких реставраторов архитектурных памятников. К ним бесспорно можно отнести реконструкцию главного актового зала “Каролинум” Пражского университета (Й. Фрагнер), монастыря Св. Йиржи на Пражском Граде (Ф. Цубр, Й. Грубы, З. Покорны), средневекового комплекса монастыря Св. Анежки, приспособленного для чешской национальной галереи (Й. Главаты, К. Кунц), Братиславского Града, исторического городского комплекса г. Банска Штиавница в Словакии и др.

Страницы: 1 2 3

Голод 1932-1933 гг. в Украине
Голод 1932 - 1933 - одна из самых трагических страниц в истории украинского народа. Сталинское руководство накладывало табу на эту тему. Про страшную беду не разрешалось говорить открыто, а тем более упоминать в газетах или официальных документах. Но даже самое суровое вето не могло искоренить в памяти народа воспоминаний о голоде. На ...

Первый этап работы типографии. "Полярная звезда"
Мысль о Вольной типографии впервые зародилась у Герцена в Париже в 1849 году, запущен же был Вольный станок летом 1853 года в Лондоне. Само название - Вольная русская типография - уже говорило о существовании русских типографий не свободных и не вольных. В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века число разного рода цензур в России прибл ...

С. Г. Фугенфиров (1917-1942)
Он обессмертил свое имя в двадцать пять лет, защищая Сталинград, будучи помощником начальника штаба 339-го стрелкового полка сформированной в Омске 308-й стрелковой дивизии. В тот октябрьский день 1942 года немцы еще до восхода солнца начали атаки Сталинградского завода «Баррикады», который уже вторую неделю стойко обороняла дивизия ом ...