Введение

В России у руля государственной власти в великие исторические эпохи зачастую стояли люди выдающегося ума и воли, которые были одержимы грандиозными общественными идеями. Их судьбы всегда складывались по-разному. Одни проживали короткую блистательную жизнь, и их имена навсегда оставались в народной памяти. Другие создавали что-то исключительное, или являлись авторами одного произведения. Третьи становились носителями и выразителями идей, которые даже будучи не реализованы в жизни, влияли на последующую общественную жизнь.

К последним можно целиком и полностью причислить Михаила Михайловича Сперанского. Жизнь и деятельность его приходится на конец XVIII - первую половину XIX вв. (правления Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I). Сперанский прожил очень сложную, богатую на события и душевные волнения жизнь. Он находился в самом пекле политической жизни XIX века, был активным участником важнейших политических процессов в тогдашнем русском обществе. Его биография неразрывно связана с именами многих крупных деятелей той эпохи. Сперанский обладал редкостным очарованием, мягкостью, почтительностью и уважением к окружающим, которые вызывали огромный интерес со стороны. [Обреченный при жизни нести на себе горько-сладкое бремя повышенного людского внимания к своей персоне - притча во языцех в салонах русской знати, - он по смерти своей сделался персонажем великого множества мемуаров и записок.] 1 (стр.19) М.М. Сперанский не был простой исторической личностью, он был целым явлением. Не только сторонники, но даже и недруги признавали необыкновенные умственные способности Сперанского. В плеяде русских государственных деятелей XIX века его считали звездой первой величины. [В память своего народа он вошел как государственный деятель-реформатор. Сейчас вряд ли возможно с точностью установить, от кого впервые и когда получил он это звание. Вполне вероятно, что от недругов, в пору наивысшего своего взлета. Сын деревенского священника стал государственным секретарем, ближайшим советником императора, да к тому же осмелился писать проекты государственных преобразований – было чему завидовать и чем возмущаться.]1 (стр. 23)

Социальный протест в старообрядческом движении. Восстание в Соловецком монастыре
Официальные историки русской церкви пытались представить Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов как восстание невежественных сторонников старой веры против прогрессивных реформ Никона. Прогрессивность никоновских реформ весьма относительна, как и невежественность староверов в XVII веке. К оппозиции официальной церкви примкнули демократи ...

Оценка опричнины в отечественной исторической науке.
В исторической науке ведутся многолетние споры о смысле и цели опричнины. Начиная с Андрея Курбского, написавшего после своего бегства в Литву «Историю о великом князе московском» (1573), и авторов «Хронографа» (начало 17в.), многие русские историки – Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и др. – придерживались концепции «двух Иванов»: «добро ...

Первоначальное заселение Русской равнины
Первоначальный исток России находится в первых государственных образованиях восточных славян, которые возникли в результате их расселения по Русской равнине. С VI в. по XI в. восточные славяне заселили не только бассейн Днепра (современная Украина и Белоруссия), но и крайне западную часть современной России. На севере в бассейне р. Волх ...