Референдум

Референдум

- возможность, предоставленная избирателям принять участие в решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным видом непосредственной демократии. Его часто называют плебисцитом.

На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.

Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства или по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он должен быть промульгирован

в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было. Таким образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.

Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным проблемам. Как и для любой другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и рядом законов введены и действуют местные референдумы.

Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского
Первые годы правления императора Александра I отмечены стремлением к осуществлению либеральных преобразований в государстве. Именно этот период ознаменовался появлением группы реформаторов либерального толка, среди которых особо выделялся М.М. Сперанский (1772 1839). По заданию императора Сперанский подготовил ряд проектов, касавшихся ...

Женщина и суд: преступление и наказание
Характер феодального законодательства на Руси IX – XVI вв. был предопределен его классовой природой, поэтому общественные права древнерусских женщин должны рассматриваться с учетом социальной иерархичности феодально-сословного государства. Но такую возможность дают в основном памятники светского права, которые позволяют сопоставить степ ...

Развитие права и выделение аппарата управления
Со второй половины XII в. в связи с экономической и социальной эволюцией английского общества власть короля все более и более приобретает характер общественной власти, создает постепенно выделившийся из общества аппарат управления, начинает влиять на развитие права. Усиление королевской власти и изменение ее характера прежде всего сказ ...