Демографическое и этническое развитие России в XVII – XVIII вв.

Материалы » Историческая география России » Демографическое и этническое развитие России в XVII – XVIII вв.

На протяжении XVII - XVIII вв. происходит значительный рост численности

населения России и крупные сдвиги в его размещении. В конце XVII в. на территории России проживало 15-16 млн. человек, а по данным ревизии 1811 г. - уже порядка 42 млн. человек. Следовательно, по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной, что наряду с политическими и экономическими успехами позволило ей войти в число мировых держав. В размещении населения по-прежнему сохранялась резкая неравномерность. Так, на территории исторического центра страны (Московская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Ярославская, Тверская и Калужская губернии) в 1719 г. проживало порядка трети всего населения. К концу века в результате территориальных приобретений и массового переселения жителей на окраины удельный вес центральных губерний уменьшился до одной четверти, хотя абсолютная численность их населения и выросла.

В то же время происходил процесс территориального расширения демографического центра страны. К концу XVIII в. в пределах центральных нечерноземных и центрально-черноземных губерний проживало около половины российского населения. Районами интенсивной колонизации становятся Степной юг, Юго-Восток и Приуралье. Однако обширные районы степного Предкавказья еще пустовали. На них в середине XVIII в. обитало около 80 тыс. кочевников - ногайцев и порядка всего лишь 3 тыс. казаков. Лишь к концу века численность кочевого и оседлого населения сравнялась. Весьма слабо заселенным регионом оставалась Сибирь, численность населения которой в начале XVIII в. составляла немногим более 500 тыс. человек. К концу века ее население выросло вдвое, однако свыше половины жителей приходилось на южные районы Западно-Сибирской равнины. В целом же Сибирь в XVIII в. еще не стала районом активной колонизации.

С присоединением Поволжья, Южного Урала, Сибири, Прибалтики, Литвы, Белоруссии, Украины и Предкавказья Российское государство окончательно превращается в многонациональное. Наряду с восточно-славянскими народами (русские, украинцы, белорусы) в этнической структуре России были широко представлены многочисленные финно-угорские народы северной лесной полосы и столь же многочисленные тюркоязычные кочевые народы степной зоны. Россия приобретает и поликонфессиональный характер. При широком распространении православия как государственной религии в России оказались значительные группы населения других вероисповеданий - на западной окраине - протестантского и католического направлений в христианстве, а в Поволжье, Прикамье и на горском Северном Кавказе - ислама, в правобережье Нижней Волги и в Забайкалье - буддизма.

Быстро развивается русское национальное самосознание. Русский менталитет приобретает черты государственности, великодержавности и богоизбранности. В результате мощных интеграционных политических, экономических и социальных процессов формируется русская нация. Мощное влияние русской культуры начинают испытывать все народы России. Заселение северных, южных и восточных окраин приводит к формированию многочисленных этнических групп русского населения. Это - поморы на побережье Белого моря, донские, кубанские, терские, уральские, оренбургские, сибирские и забайкальские казаки. В XVII в. в результате раскола официальной православной церкви возникло старообрядчество. Спасаясь от преследования власти, старообрядцы переселяются на окраины страны. Самобытная этническая группа русских формируется на базе старожильческого населения Сибири.

Восстановление экономики и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.)
Война унесла, по меньшей мере, 27 млн. человеческих жизней и 30 процентов национального богатства страны. Производство зерна упало в 2 раза, мяса - на 45 процентов. Верховный Совет СССР в 1946 г. утвердил план четвертой пятилетки на 1946 - 1950 гг. Основной задачей пятилетки было достигнуть и превзойти довоенный уровень развития, что т ...

Третий период
Третий период (4-2 вв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности. Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое ...

Влияние христианства через Владимира на историю
Итак, не новая религия вместо старой, но познание истинного Бога и вечной жизни во Христе Иисусе было для князя Владимира Великого высшим смыслом его деятельности. Свидетельство тому, записанные в летописях его деяния и молитвы. Без личного познания истинного Бога и без принятия Иисуса Христа, как Спасителя своей души от греха и вечной ...