Демографическое и этническое развитие России в XVII – XVIII вв.

Материалы » Историческая география России » Демографическое и этническое развитие России в XVII – XVIII вв.

На протяжении XVII - XVIII вв. происходит значительный рост численности

населения России и крупные сдвиги в его размещении. В конце XVII в. на территории России проживало 15-16 млн. человек, а по данным ревизии 1811 г. - уже порядка 42 млн. человек. Следовательно, по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной, что наряду с политическими и экономическими успехами позволило ей войти в число мировых держав. В размещении населения по-прежнему сохранялась резкая неравномерность. Так, на территории исторического центра страны (Московская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Ярославская, Тверская и Калужская губернии) в 1719 г. проживало порядка трети всего населения. К концу века в результате территориальных приобретений и массового переселения жителей на окраины удельный вес центральных губерний уменьшился до одной четверти, хотя абсолютная численность их населения и выросла.

В то же время происходил процесс территориального расширения демографического центра страны. К концу XVIII в. в пределах центральных нечерноземных и центрально-черноземных губерний проживало около половины российского населения. Районами интенсивной колонизации становятся Степной юг, Юго-Восток и Приуралье. Однако обширные районы степного Предкавказья еще пустовали. На них в середине XVIII в. обитало около 80 тыс. кочевников - ногайцев и порядка всего лишь 3 тыс. казаков. Лишь к концу века численность кочевого и оседлого населения сравнялась. Весьма слабо заселенным регионом оставалась Сибирь, численность населения которой в начале XVIII в. составляла немногим более 500 тыс. человек. К концу века ее население выросло вдвое, однако свыше половины жителей приходилось на южные районы Западно-Сибирской равнины. В целом же Сибирь в XVIII в. еще не стала районом активной колонизации.

С присоединением Поволжья, Южного Урала, Сибири, Прибалтики, Литвы, Белоруссии, Украины и Предкавказья Российское государство окончательно превращается в многонациональное. Наряду с восточно-славянскими народами (русские, украинцы, белорусы) в этнической структуре России были широко представлены многочисленные финно-угорские народы северной лесной полосы и столь же многочисленные тюркоязычные кочевые народы степной зоны. Россия приобретает и поликонфессиональный характер. При широком распространении православия как государственной религии в России оказались значительные группы населения других вероисповеданий - на западной окраине - протестантского и католического направлений в христианстве, а в Поволжье, Прикамье и на горском Северном Кавказе - ислама, в правобережье Нижней Волги и в Забайкалье - буддизма.

Быстро развивается русское национальное самосознание. Русский менталитет приобретает черты государственности, великодержавности и богоизбранности. В результате мощных интеграционных политических, экономических и социальных процессов формируется русская нация. Мощное влияние русской культуры начинают испытывать все народы России. Заселение северных, южных и восточных окраин приводит к формированию многочисленных этнических групп русского населения. Это - поморы на побережье Белого моря, донские, кубанские, терские, уральские, оренбургские, сибирские и забайкальские казаки. В XVII в. в результате раскола официальной православной церкви возникло старообрядчество. Спасаясь от преследования власти, старообрядцы переселяются на окраины страны. Самобытная этническая группа русских формируется на базе старожильческого населения Сибири.

Оперные спектакли С.П. Дягилева
Для дебюта, Дягилев выбрал две оперы – “Бориса Годунова” Мусоргского и “Садко” Римского-Корсакова. Обе отвечали требованию яркой национальной самобытности и вдобавок были соединены по принципу жанрового контраста: историко-психологическая драма и опера-былина. Однако с “Садко” сразу же возникли затруднения и дело не сладилось. В програм ...

Homo Ludens в игровой теории культуры
Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий". Книга имеет подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры".[10] В этой работе он пытался «сделать понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в ц ...

Нарастание кризисных  явлений в политической жизни (вторая  половина     60-х — середина 80-х гг.). Свертывание демократии. Засилье бюрократизма
Слабости и деформации в политико-управленческой сфере: неком­петентность руководства, отсутствие решительности в практических де­лах, благодушие и самоуспокоенность. После неудачи хрущевских реформ республиканские министерства в течение 1967—68 гг. были перестроены на союзно-республиканские, что означало усиление диктата союзного центр ...