Формирование научно – культурного потенциала страны

Материалы » Историческая география России » Формирование научно – культурного потенциала страны

В советский период в стране был создан огромный научный и культурный потенциал. Россия конца XIX - начала XX вв. пережила свой «серебряный век» культуры. Русская литература и искусство получили всемирное значение, а развитие фундаментальной науки принесло стране заслуженную славу. Формируется достаточно влиятельный социальный слой интеллигенции, то есть людей, профессионально занимающихся сложным творческим трудом. Даже сам термин «интеллигенция» был введен в употребление в русской литературе 60-х годов XIX в., а потом проник и в другие языки. Однако эти великие достижения культуры и науки не стали достоянием широких народных масс, поскольку они в своем большинстве были неграмотны. В 1913 г. грамотность среди населения России в возрасте 9 лет и старше составляла только 28%. Среди городских жителей страны неграмотные составляли почти половину, а среди сельских жителей - даже 3/4. Преемственность в развитии российской культуры и науки была прервана Гражданской войной. Во время 1-ой мировой войны создание массовой армии потребовало резкого расширения офицерского корпуса. Призванные в армию образованные люди одели офицерские погоны, что в условиях революции противопоставило их преобладающей пролетарско-крестьянской массе населения. Значительная часть дореволюционной интеллигенции враждебно отнеслась к идее насильственного революционного преобразования страны, поэтому была уничтожена во время Гражданской войны, эмигрировала из страны или даже была из нее выслана.

В условиях противостояния с «буржуазным миром» в Советском Союзе по существу заново был создан значительный научный и культурный потенциал, быстро сформировался достаточно значительный слой «народной» интеллигенции. В предвоенные годы одним из направлений его формирования стала «культурная революция», в процессе которой была быстро ликвидирована массовая неграмотность. В 1939 г. неграмотные среди городского населения составили лишь 6%, а среди сельских жителей - порядка 16%. В послевоенное время страна вышла на уровень поголовной грамотности. Так, в 1979 г. неграмотные среди горожан в возрасте 9-49 лет составили лишь 0,1%, а среди сельских жителей - 0,3%. Таким образом, элементарная неграмотность сохранилась лишь среди небольшой группы старых и больных людей.

На протяжении XX века существенно вырос общий культурный уровень населения, о котором косвенно можно судить по удельному весу лиц с высшим и средним образованием. Так, если в 1939 г. 90% населения имели лишь начальное образование, то в 1979 г. - порядка 36%. Напротив, удельный вес людей со средним образованием за этот период вырос с 10% до 55%. В то же время в последние годы в связи с проблемой финансирования образования поднимался вопрос о чрезмерно высоком образовательном стандарте, что не соответствует действительности. Даже в 1979 г. высшее и незаконченное высшее образование имели лишь 15% населения страны. К тому же явно видно несоответствие между образовательным уровнем и культурой населения. На этой основе в стране была создана мощная система подготовки высококвалифицированных и научных кадров мирового значения, особенно в области фундаментальных исследований и ВПК.

Роль Сузунского монетного двора в экономике Сибири
Перевозка сибирской меди в Европейскую Россию обходилась дорого. Но нельзя было отказаться от выплавки меди, поскольку в полиметаллических рудах, плавившихся на серебро, она содержалась в значительном количестве. Рост добычи руд и стал основной экономической причиной для постройки Сузунского завода (1764г.) и открытия при нём монетного ...

Украина в период реформации
Днём рождения протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда монах и преподаватель Виттенбергского университета Мартин Лютер открыто выступил с 95-ю тезисами, содержавшими осуждение доктрин Римско-Католической Церкви. Поводом для этого выступления послужила продажа одним доминиканским монахом индульгенций: в высшей степени цинична ...

Кухаренко Николай Иванович
Родился в 1915г. в Донецкой области в семье крестьян. После окончания Михайловской школы, ФЗУ при НКМЗ работал в фасоннолитейном цехе НКМЗ формовщиком. В июле 194] г. мобилизован в Харьковское танковое училище. С марта 1942 — на Карельском фронте. 6 сентября 1944 г. гвардии лейтенант Кухаренко Н.И. на Кандалакшском направлении проклады ...