Формирование научно – культурного потенциала страны

Материалы » Историческая география России » Формирование научно – культурного потенциала страны

В советский период в стране был создан огромный научный и культурный потенциал. Россия конца XIX - начала XX вв. пережила свой «серебряный век» культуры. Русская литература и искусство получили всемирное значение, а развитие фундаментальной науки принесло стране заслуженную славу. Формируется достаточно влиятельный социальный слой интеллигенции, то есть людей, профессионально занимающихся сложным творческим трудом. Даже сам термин «интеллигенция» был введен в употребление в русской литературе 60-х годов XIX в., а потом проник и в другие языки. Однако эти великие достижения культуры и науки не стали достоянием широких народных масс, поскольку они в своем большинстве были неграмотны. В 1913 г. грамотность среди населения России в возрасте 9 лет и старше составляла только 28%. Среди городских жителей страны неграмотные составляли почти половину, а среди сельских жителей - даже 3/4. Преемственность в развитии российской культуры и науки была прервана Гражданской войной. Во время 1-ой мировой войны создание массовой армии потребовало резкого расширения офицерского корпуса. Призванные в армию образованные люди одели офицерские погоны, что в условиях революции противопоставило их преобладающей пролетарско-крестьянской массе населения. Значительная часть дореволюционной интеллигенции враждебно отнеслась к идее насильственного революционного преобразования страны, поэтому была уничтожена во время Гражданской войны, эмигрировала из страны или даже была из нее выслана.

В условиях противостояния с «буржуазным миром» в Советском Союзе по существу заново был создан значительный научный и культурный потенциал, быстро сформировался достаточно значительный слой «народной» интеллигенции. В предвоенные годы одним из направлений его формирования стала «культурная революция», в процессе которой была быстро ликвидирована массовая неграмотность. В 1939 г. неграмотные среди городского населения составили лишь 6%, а среди сельских жителей - порядка 16%. В послевоенное время страна вышла на уровень поголовной грамотности. Так, в 1979 г. неграмотные среди горожан в возрасте 9-49 лет составили лишь 0,1%, а среди сельских жителей - 0,3%. Таким образом, элементарная неграмотность сохранилась лишь среди небольшой группы старых и больных людей.

На протяжении XX века существенно вырос общий культурный уровень населения, о котором косвенно можно судить по удельному весу лиц с высшим и средним образованием. Так, если в 1939 г. 90% населения имели лишь начальное образование, то в 1979 г. - порядка 36%. Напротив, удельный вес людей со средним образованием за этот период вырос с 10% до 55%. В то же время в последние годы в связи с проблемой финансирования образования поднимался вопрос о чрезмерно высоком образовательном стандарте, что не соответствует действительности. Даже в 1979 г. высшее и незаконченное высшее образование имели лишь 15% населения страны. К тому же явно видно несоответствие между образовательным уровнем и культурой населения. На этой основе в стране была создана мощная система подготовки высококвалифицированных и научных кадров мирового значения, особенно в области фундаментальных исследований и ВПК.

Предпосылки и цели реформы
В начале XVII в. отсталость России во всех отношениях по сравнению с Западом была очевидна. Впервые осознание неизбежности и необходимости преобразований Отечества возникает у царя как раз по возвращении из Великого посольства, где он прочувствовал дух, силу, военное и культурное могущество развитой Европы. В Англии и Нидерландах прогр ...

Включение в Рейхкомиссариат Остланд
Больша́я часть эстонцев восприняла приход немецкой армии как освобождение от советского ига и с энтузиазмом поддерживала оккупационные власти. Была создана коллаборационистская организация «Омакайтсе» (эст. Omakaitse, «Самооборона»), сотрудничавшая с немецким оккупационным режимом. В первые же месяцы войны в неё вступило от 30 до 4 ...

Первый этап работы типографии. "Полярная звезда"
Мысль о Вольной типографии впервые зародилась у Герцена в Париже в 1849 году, запущен же был Вольный станок летом 1853 года в Лондоне. Само название - Вольная русская типография - уже говорило о существовании русских типографий не свободных и не вольных. В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века число разного рода цензур в России прибл ...