А. Д. Перелет (1914-1953)

Улица Перелета . Широкая, с многоэтажными домами, кинотеатром, различными магазинами, она с каждым годом преображается, становится одной из красивейших магистралей Левобережья Омска.

Названа улица в память о замечательном летчике-испытателе Герое Советского Союза, лауреате Ленинской премии А. Д. Перелете.

Родился Алексей Дмитриевич Перелет в 1914 году в селе Вороньки Полтавской области. Тринадцатилетним пареньком, в поисках работы, оказался в Харькове. Годы были трудные и, кто знает, как бы сложилась судьба подростка, если бы его, оборванного и голодного, не подобрали на улице комсомольцы и не привели в свой комитет.

С путевкой Харьковского горкома комсомола пришел Алексей Перелет на учебу в паровозоремонтное ФЗУ. Получил специальность слесаря и был направлен на паровозоремонтный завод. В заводском коллективе юноша стал ударником первой пятилетки. Здесь его приняли в комсомол.

Работая, он не оставлял давнишней мечты — учиться. Только теперь желание определилось более четко — учиться на летчика.

И когда на заводе организовался планерный кружок, Алексей записался в него одним из первых. Он не только на отлично сдал теоретические экзамены, но и успешно прошел курс практических полетов. Это был первый шаг его большого пути в авиации.

В 1930 году Харьковский горком комсомола направляет Алексея Перелета на учебу в высшую планерную школу Осоавиахима в Крыму. Здесь он становится мастером планерного спорта. Впоследствии удостоится еще одного почетного звания — мастера парашютного спорта СССР, совершит 160 прыжков с парашютом простых и затяжных с различных высот днем и ночью.

В сентябре 1934 года двадцатилетний Алексей поступилLучиться в Балашовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С этого времени вся его жизнь связана с авиацией. В летной школе, которую окончил в августе 1937 года, он стал коммунистом. Как отличника его оставили в учебном заведении и назначили на должность пилота - инструктора. В декабре 1940 года он был направлен в Омскую летную школу.

В городе на Иртыше еще полнее раскрылись организаторские способности А. Д. Перелета как командира, мастера пилотирования самолетов и воспитателя подчиненных. Его, внимательного, отзывчивого, скромного, глубоко уважали товарищи по работе. К нему шли за советом не только молодые, но и уже достаточно опытные пилоты.

С началом Великой Отечественной войны А. Д. Перелет рвется на фронт, неоднократно пишет рапорты с просьбой направить в любую летную часть действующей армии. Но ему отказывают: его личное мастерство и богатый опыт подготовки летных кадров нужны в тылу.

В конце 1943 года А. Д. Перелету как специалисту высокого класса было оказано особое доверие — он получил назначение на должность летчика-испытателя в летный испытательный центр генерального конструктора самолетов А. Н. Туполева.

Новая работа с первых дней захватила А. Д. Перелета. Она же потребовала и более глубоких знаний авиационной техники. Алексей Дмитриевич упорно преодолевает все трудности, настойчиво учится. В 1950 году он с отличием заканчивает курсы переподготовки и вновь возвращается в летный испытательный центр на прежнюю должность.

11 мая 1953 года Алексей Дмитриевич совершал очередной испытательный полет. Не думал он, что этот полет будет последним. Но, оказавшись в сложной ситуации не дрогнул, не растерялся. Он приказал членам комиссии и членам экипажа покинуть на парашютах терпящий бедствие самолет, а сам, пока билось сердце, продолжал бороться за спасение машины.

Трудовой и ратный подвиг А. Д. Перелета по достоинству оценен Советской Родиной.

Он награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. В 1954 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, а в 1957 году присуждена Ленинская премия. В память о нем на главном корпусе Омского летно - технического училища в 1978 году установлена мемориальная доска.

Под шведским господством
В 1561 году шведская армия высадилась в Ревеле и взяла под контроль северную часть средневековой Ливонии. В ходе Ливонской войны русские войска подступали под стены Ревеля по приказу царя Ивана Грозного дважды: в 1570 и 1577 году, но оба раза осада окончилась ничем. К моменту окончания Ливонской войны население Эстонии сократилось до 1 ...

Экономическое развитие польских земель в первой половине 19 века
Сравнение целесообразно разбить по нескольким вопросам: роль сельского хозяйства, промышленное развитие, развитие транспорта, внутренняя и внешняя торговля. Основой экономической жизни польских земель в течение всего рассматриваемого периода оставалось сельское хозяйство. Земледелие занимало доминирующее место в сельском хозяйстве. Зер ...

Политическая борьба в 20-е годы. Рабочая оппозиция и X съезд РКИ(б)
Уже к началу 1922 г. в стране сложился политический режим, который можно назвать диктатурой партии. Принятая в августе 1922 г. на партийной конференции резолюция "Об антисоветских партиях и течениях" санкционировала применение репрессий к инакомыслящим. Состоявшийся тогда же процесс над руководителями партии правых эсеров прод ...