Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы
Страница 1

Материалы » СССР в 20-е – 30-е годы » Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы

XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %, снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78 % всех капиталовложений.

Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментов наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.

На практике данная политика вылилась в осуществление активного строительства новых промышленных объектов на фоне усиления режима экономии, добровольно-принудительного распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков. Партийное руководство развертывает массовое социалистическое соревнование на фабриках, заводах, на транспорте, в строительстве и т. д. В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Говоря об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству в целом удалое преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. В конце 30-х годов (в отличие от предшествующего десятилетия и дореволюционного времени) производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента в нашей стране превосходило соответствующие показатели Англии, Франции и Германии. По абсолютному объему промышленной продукции Советский Союз уступал только США. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до поворота к форсированной индустриализации. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город. Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927 - 1928 годов поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество.

Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно - распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая, угрозы экономических и политических потрясений.

Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому обществу, Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в цехи этой фабрики все население. Причем в деревне это решено было осуществить путем сплошной коллективизации, которая начала осуществляться с осени 1929 года.

Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью - расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.

Страницы: 1 2

Оперные спектакли С.П. Дягилева
Для дебюта, Дягилев выбрал две оперы – “Бориса Годунова” Мусоргского и “Садко” Римского-Корсакова. Обе отвечали требованию яркой национальной самобытности и вдобавок были соединены по принципу жанрового контраста: историко-психологическая драма и опера-былина. Однако с “Садко” сразу же возникли затруднения и дело не сладилось. В програм ...

Раздел империи. Подготовка и захват Кипра
Зондаж относительно передачи Кипра Великобритании начался еще в конце 1877 г. в связи обсуждением условий предоставления Порте займа. Одновременно англичане обследовала остров с целью использования его в качестве военной базы, и пресса готовила общественное мнение к этой акции. «В марте 1878 г. обсуждались все аспекты предстоящей оккупа ...

Формирование единой транспортной системы и единого  роднохозяйственного комплекса страны
На протяжении ХХ в. в Советском Союзе была сформирована единая транспортная система страны. Уже в 20-е и 30-е годы была проведена коренная реконструкция железнодорожного транспорта и было построено порядка 12,5 тыс. новых железнодорожных линий. Они обеспечивали более надежные и короткие транспортные связи Донбасса, центральных и северо- ...