Формирование единой транспортной системы и единого роднохозяйственного
комплекса страныСтраница 1
На протяжении ХХ в. в Советском Союзе была сформирована единая транспортная система страны. Уже в 20-е и 30-е годы была проведена коренная реконструкция железнодорожного транспорта и было построено порядка 12,5 тыс. новых железнодорожных линий. Они обеспечивали более надежные и короткие транспортные связи Донбасса, центральных и северо-западных районов страны, дополнительно связали Центр, Урал, Кузбасс, Центральный Казахстан. Особое значение имело строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которая обеспечила прямой путь из Сибири в Среднюю Азию. Была проведена большая работа по реконструкции внутренних водных путей. В 1933 г. был введен в строй Беломоро-Балтийский канал, в 1937 г. - канал Москва -Волга. Уже в 30-е годы основные регионы страны были связаны между собой авиалиниями.
Достаточно крупное железнодорожное строительство осуществлялось в период Великой Отечественной войны. С 1940 по 1945 гг. ежегодно вводилось в строй 1,5 тыс. км новых железных дорог. Так, был построен железнодорожный выход от Архангельска к Мурманску. Железная дорога Котлас - Воркута дала выход печорскому углю на пред-приятия страны в тот период, когда был оккупирован Донбасс. Железная дорога вдоль среднего и нижнего течения Волги обеспечивала действие Красной Армии под Сталинградом. Железная дорога Кизляр - Астрахань сократила выход бакинской нефти к местам потребления.
Крупное железнодорожное строительство развернулось в послевоенное время в восточных районах страны. Южно-Сибирская железная дорога, прошедшая через Северный Казахстан, существенно разгрузила старую Транссибирскую магистраль. Средне-Сибирская железная дорога прошла по основным массивам целинных земель. Значительное железнодорожное строительство развернулось в 60-е и 70-е годы в связи с освоением ресурсов Западной Сибири. К числу великих строек последних десятилетий относится Байкало-Амурская магистраль (1974 - 1984 гг.), которая дала дополнительный транзитный выход к Тихому океану через Восточную Сибирь, в перспективе став базой освоения богатого природными ресурсами, но сурового огромного края.
В послевоенный период в связи с массовой разработкой нефтяных и газовых месторождений в Советском Союзе была создана самая большая в мире по протяженности сеть нефте- и газопроводов, которые связали районы добычи и центры потребления, а также обеспечили широкие экспортные поставки этих энергоносителей через западные границы страны. В последние десятилетия быстро вырастал грузооборот автомобильного транспорта, который стал все в большей степени конкурировать с железными дорогами при перевозке грузов на короткие расстояния, поскольку обеспечивал их поставки от места к месту. В стране быстро росла сеть дорог с твердым покрытием, общая протяженность которых в начале 70-х годов составила порядка 0,5 млн. км. Однако по качеству дорог и их плотности СССР существенно уступал европейским странам. Достаточно большое внимание уделялось строительству новых внутренних водных путей. В 1945 - 1952 гг. был сооружен Волго-Донской канал, в 1964 г. была завершена реконструкция Волго-Балтийского глубоководного пути, заменившего устаревшую Мариинскую систему. В связи с освоением Сибири новые речные порты были построены на ее крупнейших реках.
Огромная протяженность страны и низкие внутренние цены на нефтепродукты обусловили в последние десятилетия широкое развитие авиационного транспорта, который отобрал у железных дорог значительную часть пассажиров. Густая сеть аэродромов (практически при каждом республиканском, краевом и областном центре) позволяла в считанные часы связаться с любым уголком страны. Для обеспечения внешних экономических связей в 60-е и 70-е годы был построен крупный морской флот. В Азово-Черноморском, Балтийском бассей-
В годы первой революции
Проигранная русско – японская война 1904 - 1905 стала причиной серьёзного общественного напряжения в России. В воскресенье 9 января 1905 г. колонны рабочих во главе со священником Георгием Гапоном направились к зимнему дворцу, чтобы вручить царю свою петицию. Этот день считается днём начала первой русской революции.
Николай II тогда уж ...
Развитие науки в военное время
«Сороковые, роковые», - сказал известный поэт, участник Великой Отечественной войны, о первой половине «сороковых». Но для идеологической атмосферы советского общества роковой оказалась и вторая половина этого десятилетия.[5]
Цена победы, это конечно же узловая проблема истории Войны. Однако наша историография все еще сводит дело лишь ...
Крестьянское и рабочее движение
Развитие событий в начале революции выражалось главным образом в небывалом росте стачечного движения рабочих с четко выраженными политическими требованиями демократизации страны, принимавшем все более организованный характер. В течение первых трех месяцев в стачках участвовало более 800 тысяч рабочих. В связи с празднованием 1 Мая прока ...