Формирование единой транспортной системы и единого  роднохозяйственного комплекса страны
Страница 1

Материалы » Историческая география России » Формирование единой транспортной системы и единого  роднохозяйственного комплекса страны

На протяжении ХХ в. в Советском Союзе была сформирована единая транспортная система страны. Уже в 20-е и 30-е годы была проведена коренная реконструкция железнодорожного транспорта и было построено порядка 12,5 тыс. новых железнодорожных линий. Они обеспечивали более надежные и короткие транспортные связи Донбасса, центральных и северо-западных районов страны, дополнительно связали Центр, Урал, Кузбасс, Центральный Казахстан. Особое значение имело строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которая обеспечила прямой путь из Сибири в Среднюю Азию. Была проведена большая работа по реконструкции внутренних водных путей. В 1933 г. был введен в строй Беломоро-Балтийский канал, в 1937 г. - канал Москва -Волга. Уже в 30-е годы основные регионы страны были связаны между собой авиалиниями.

Достаточно крупное железнодорожное строительство осуществлялось в период Великой Отечественной войны. С 1940 по 1945 гг. ежегодно вводилось в строй 1,5 тыс. км новых железных дорог. Так, был построен железнодорожный выход от Архангельска к Мурманску. Железная дорога Котлас - Воркута дала выход печорскому углю на пред-приятия страны в тот период, когда был оккупирован Донбасс. Железная дорога вдоль среднего и нижнего течения Волги обеспечивала действие Красной Армии под Сталинградом. Железная дорога Кизляр - Астрахань сократила выход бакинской нефти к местам потребления.

Крупное железнодорожное строительство развернулось в послевоенное время в восточных районах страны. Южно-Сибирская железная дорога, прошедшая через Северный Казахстан, существенно разгрузила старую Транссибирскую магистраль. Средне-Сибирская железная дорога прошла по основным массивам целинных земель. Значительное железнодорожное строительство развернулось в 60-е и 70-е годы в связи с освоением ресурсов Западной Сибири. К числу великих строек последних десятилетий относится Байкало-Амурская магистраль (1974 - 1984 гг.), которая дала дополнительный транзитный выход к Тихому океану через Восточную Сибирь, в перспективе став базой освоения богатого природными ресурсами, но сурового огромного края.

В послевоенный период в связи с массовой разработкой нефтяных и газовых месторождений в Советском Союзе была создана самая большая в мире по протяженности сеть нефте- и газопроводов, которые связали районы добычи и центры потребления, а также обеспечили широкие экспортные поставки этих энергоносителей через западные границы страны. В последние десятилетия быстро вырастал грузооборот автомобильного транспорта, который стал все в большей степени конкурировать с железными дорогами при перевозке грузов на короткие расстояния, поскольку обеспечивал их поставки от места к месту. В стране быстро росла сеть дорог с твердым покрытием, общая протяженность которых в начале 70-х годов составила порядка 0,5 млн. км. Однако по качеству дорог и их плотности СССР существенно уступал европейским странам. Достаточно большое внимание уделялось строительству новых внутренних водных путей. В 1945 - 1952 гг. был сооружен Волго-Донской канал, в 1964 г. была завершена реконструкция Волго-Балтийского глубоководного пути, заменившего устаревшую Мариинскую систему. В связи с освоением Сибири новые речные порты были построены на ее крупнейших реках.

Огромная протяженность страны и низкие внутренние цены на нефтепродукты обусловили в последние десятилетия широкое развитие авиационного транспорта, который отобрал у железных дорог значительную часть пассажиров. Густая сеть аэродромов (практически при каждом республиканском, краевом и областном центре) позволяла в считанные часы связаться с любым уголком страны. Для обеспечения внешних экономических связей в 60-е и 70-е годы был построен крупный морской флот. В Азово-Черноморском, Балтийском бассей-

Страницы: 1 2

Реформы Клисфена
Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена. В 509 г до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, кажда из которых включала три находящиеся в разных местах территории (трит ...

II отделение Императорской канцелярии
Первая реорганизация Собственной Его Императорского Величества канцелярии произошло 31 января 1826 года, когда этот орган был разделен на две части. Задачей Второго отделения Собственной канцелярии была кодификация законов Российской империи. В связи с его образованием Комиссия составления законов, существовавшая еще с конца XVIII века ...

Биографические сведения о Чокане Валиханове
Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец ...