Заключение
Страница 2

[5] Слово угличи от слова "угол", вероятно, однозначительно со словом украина: "у края". Украина слово древнее, встречается в XII веке.

[6] Через несколько времени Сича переносилась ниже на Микитин Рог (близ нынешнего Никополя), а потом еще несколько ниже и надолго основалась близ нынешнего села Капуловки. Главный центр ее был на одном из островов до сих пор называемом Сичею.

[7] Каргалов В.В. На степной границе обороны / Русское государство в первой половине XVI в. М. Наука. 1974

[8] Вероятно, в это же время последовало разделение казаков на полки: черкасский, каневский, белоцерковский, корсунский, чигиринский, переяславский (последний на левой стороне Днепра); каждый полк находился под начальством полковника и его помощника асаула; полк делился на десять сотен. Каждая сотня была под начальством сотника и его помощника сотенного асаула.

[9] Впрочем, в первой четверти XVII века казацкая удаль находила себе поле деятельности то в московском государстве, то на Черном море, то в Турции и Молдавии. Под начальством Сагайдачного казаки помогали полякам в войне с Турцией. Но когда кончилась эта война, казацкие восстания стали принимать значительно более широкий размер.

[10] См: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Мысль. 1997

[11] Зиновий-Богдан был сын казацкого сотника Михаила Хмельницкого. В юности он учился в Ярославле (галицком) у иезуитов и получил по своему времени хорошее образование. Отец его был убит в Цоцорской битве несчастной для поляков, где пал их гетман Жолкевский. Зиновий, участвовавший в битве вместе с отцом, был взят турками в плен; он пробыл два года в Константинополе, научился там турецкому языку и восточным обычаям, что ему впоследствии пригодилось. После примирения Польши с Турцией, Зиновий возвратился в отечество, служил в казацкой службе и получил чин сотника.

[12] Достоверность этих известий подтверждается и современными великорусскими известиями: "польские и литовские люди их христианскую веру нарушали и церкви их, людей, собирая в хоромы, поджигали, и пищальное зелье, засыпав им в пазуху, зажигают и сосцы у жен их резали" .

[13] Матери сыновей Хмельницкого, Тимофея и Юрия, и дочерей: Стефаниды и Екатерины.

[14] История России от древнейших времен до 1861г. /Под ред Н. И. Павленко. М. Высш. Шк. 2001

[15] И этим же летом казацкая старшина обращается за помощью к Москве. Однако ни в этом, ни в следующем, ни даже в 1650 г. Россия не могла откликнуться на просьбу казачества. Причины тому были и объективные и субъективные. Сложной была обстановка в самой России и российское правительство боялось новой войны с Польшей; не было веры в силы восставших, убежденности в том, что это не обычное казацкое восстание, каких много было и прежде, а всенародная освободительная война.

[16] Замлинский В.А. Богдан Хмельницкий. М: Молодая Гвардия. 1983

[17] Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. М: ОЛМА ПРЕСС 1994

[18] Поляки, считая себя победителями татар под Берестечком, перестали ему платить сумму, постановленную под Збором. Хану захотелось возвратить себе этот доход.

[19] Бойко И. Переяславская Рада и ее историческое значение. М.: Воениздат. 1954

[20] Зиновий-Богдан был сын казацкого сотника Михаила Хмельницкого. В юности он учился в Ярославле (галицком) у иезуитов и получил по своему времени хорошее образование. Отец его был убит в Цоцорской битве несчастной для поляков, где пал их гетман Жолкевский. Зиновий, участвовавший в битве вместе с отцом, был взят турками в плен; он пробыл два года в Константинополе, научился там турецкому языку и восточным обычаям, что ему впоследствии пригодилось. После примирения Польши с Турцией, Зиновий возвратился в отечество, служил в казацкой службе и получил чин сотника.

[21] См: Россия – Украина: история взаимоотношений. Институт славяноведения и балканистики РАН. Отв. ред А.И. Миллер и др. – М. Языки русской культуры 1997

[22] Не задолго до смерти, Б. Хмельницкий послу Беневскому, посланному польским королем Ян-Казимиром, с предложением примириться казакам с Польшей и сбросить московскую протекцию, сказал: «Я одной ногой стою в могиле, и на закате дней не прогневаю Бога нарушением обета царю московскому. Раз я поклялся ему в верности, сохраню ее до последней минуты».

Страницы: 1 2 3

Переход к позиционной форме войны
В результате трех с половиной месяцев напряженной борьбы, в ходе которой успехи попеременно сменялись неудачами, противники оказались стоящими перед укрепленными позициями друг друга на огромном фронте протяженностью 700 км, имея фланги, прикрытые естественными препятствиями или территорией нейтрального государства. Все надежды на дости ...

Просвещение
Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения. В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей. Их изделия продавались не только в городах, но и шли ...

Письменность, летописание и литература
Возникновение письменности у восточных славян связано с требованиями социально-экономического, политического и культурного развития. Письменность в Киевской Руси появилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствуют документы — договоры киевских князей с императорами Византии второй половины IX и первой половины X в., а та ...