Реформы государственного управления

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 - 1839), которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Экономическое развитие России в XVII – XVIII вв.
Выход на побережье Балтийского и Чёрного морей обусловил сущёственное изменение транспортно-экономических связей России. Основание Санкт-Петербурга в низовьях Невы (1703 г.), провозглашение его столицей (1713 г.) огромной Российской империи превратили этот город в главный морской порт страны и повернули к нему поток внешнеэкономических ...

Четвертый этап  2й мировой войны
Советская Армия в конце 1943 вышла к западным границам СССР и начала освобождение восточной европы - Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии 6 июня 1944 г.) был открыт Второй фронт, войска союзников начали освобождение стран Западной Европы. В феврале 1945 г. на Ялтинской конференции руководители Англии, СССР и США решали судьбу Герман ...

А. С. Марков (1917-1958)
Анатолий Сергеевич Марков родился 28 августа 1917 года в Омске в семье рабочего. В 1928 году Марковы переехали в совхоз «Борисовский» Шербакульского района. Окончив там в 1938 году десятилетку, Анатолий поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. После окончания его в 1942 году был направлен на фронт. Боево ...