Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

Материалы » Либерально-реформаторские проекты в России в первой половине XIX века » Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

Выдающийся русский историк, литератор, общественный деятель Н. М. Карамзин (1766 1826) считается одним из основоположников российского консерватизма. В наиболее концентрированном виде политические взгляды Карамзина были изложены им в записке "О древней и новой России" (1810 1811), обращенной к императору Александру I. Записка содержит доказательство необходимости самодержавия для Российского государства ("самодержавие есть палладиум России"), сохранения крепостного права. "Россия, пишет Карамзин, всегда основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием".

Выступив с осуждением проекта реформ М. М. Сперанского, ав тор "Записки" всячески отстаивал свой идеал сильное монархическое правление, осуществляющееся с опорой на законы и принимающее меры к нравственному воспитанию и просвещению народов своей страны. Так, Карамзин призывал императора вернуться к образу "просвещенного монарха" в соответствии с идеями Монтескье и воз зрениями Екатерины II в начале ее царствования. Так же, как и французский просветитель, русский ученый мотивировал свои монархические предпочтения географическими факторами, полагая, что обширность территории России, численность ее народонаселения изначально предопределили страну к монархии.

Социально-политическая система Российского государства была представлена Карамзиным в виде следующей формулы: "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод хранилище законов, над ними Государь как единственный законодатель, единственный источник власти".

Власть на местах, по мнению Карамзина, должна быть представлена губернаторами, для чего историк советовал найти пятьдесят умных и компетентных людей, которые "ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России". Критикуя со временный ему государственный аппарат с его некомпетентностью, взяточничеством чиновников и безответственностью лиц, наделенных властными полномочиями, автор "Записки о древней и новой России" видел единственный выход из положения в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Учредить хорошее управление можно, считает Карамзин, только путем ослабления центральной власти и расширения полномочий власти на местах, поскольку только местной власти известно истинное положение дел в провинциях.

В своем правопонимании Н.М. Карамзин придерживался взглядов, противоположных теории естественного права. Право, государство, сословный строй России связывались им с идеей самобытного народного духа, представляющего собой "привязанность к нашему особенному, уважение к своему народному достоинству". Власть, идя по пути Просвещения, не должна навязывать народу чуждые ему за коны и учреждения: "Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обязательств". В то же время ученый отмечал назревшую необходимость современного пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ. Законы надлежало исправить, "в особенности же уголовные, жестокие и варварские", существующие "к стыду нашего законодательства".

В области внешней политики Карамзин придерживался мирной ориентации, давая положительную характеристику деятельности правителей допетровской России: "Политическая система московских государей заслуживала удивление своей мудростью, имея Целью одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости . желая сохранять, а не приобретать". В организации современной русской армии Карамзиным усматривалась необходимость перемен, связанных с сокращением ее численности, уничтожением военных поселении и "уменьшением строгости в безделицах".

Взгляды Н. М. Карамзина, несмотря на то, что его "Записка" осталась неизвестной для современников, оставили заметный след в истории российских политических учений. Некоторые идеи выдающегося русского историка были восприняты представителями охранительного течения в общественной мысли николаевской эпохи.

Правовой статус населения
Византийское государство оформилось в результате отделения Восточной части Римской империи в 395 г. и просуществовало до разгрома ее столицы Константинополя в 1453 г. турками. Периодизация. Период разложения рабовладельческого строя, зарождения элементов раннефеодальных отношений (IV — середина VII вв.). Централизованная монархия с не ...

Динамика численности населения СССР
На протяжении всего ХХ в. Советский Союз оставался одной из крупнейших стран мира по численности населения. Однако к концу века в результате войн, социальных экспериментов и массового перехода к малодетной семье страна полностью исчерпала свой демографический потенциал, то есть способность к самовоспроизводству населения. Значительные д ...

Крещение Руси князем Владимиром
Воскняжившись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние ...