Возникновение идеологии «Москва – третий Рим»
Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Данная теория утверждала историческое значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III. В своих произведениях Филофей защищал принципы иосифлян и был сторонником присоединения Пскова к Москве.
Наиболее лаконично и точно политическая теория суверенности Русского государства была сформулирована Филофеем в его послании к Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется».
В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями. Согласно ей вся история христианства сводилась к истории трех “Римов” — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия, которая пребудет в веках. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, ставилась в связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства.
В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени самого Вселенского Патрирха Иеремии II. В Московской Церкви в данный период формировался взгляд на московское благочестие как единственное во всём мире неповреждённое и спасительное учение Христа. Христиане иных исповедований не считались таковыми и подлежали перекрещиванию при присоединении к православию. В результате сформировалась специфически московская религиозность с особым упором на внешний ритуал, абсолютную неизменность богослужебных форм, а также то, что некоторые исследователи именуют «бытовым исповедничеством».
Служба у Строгановых. Экспедиция в Сибирь
В 1558 году богатый землевладелец и промышленник Григорий Строганов выпросил у Ивана Грозного пустые земли по реке Каме, с тем, чтобы поставить здесь городок для оберегания от варварских орд, призвать людей, завести хлебопашество, что все и было исполнено. Утвердившись по эту сторону Уральских гор, Строгановы обратили внимание и на земл ...
Экономическое развитие СР
Выход из состава федерации не привел к немедленному росту словацкой экономики. Более того, нарушение прежних производственных связей, сокращение поставок промышленной продукции, особенно военного назначения, на которой специализировалось большинство предприятий Словакии, на рынки постсоветских и постсоциалистических государств, при прак ...
Внешняя политика
Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов отличалась крайней нестабильностью, которая, была обусловлена прежде всего неустойчивым характером советско-американских отношений, соперничеством двух сверхдержав в вопросах геополитического влияния в мире, главным образом на азиатском континенте. От противостояния во вьет ...