Политико-правовые воззрения западников и славянофилов

Материалы » Либерально-реформаторские проекты в России в первой половине XIX века » Политико-правовые воззрения западников и славянофилов

На рубеже 30 40-х гг. XIX века в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли западники и славянофилы. Основой идеологии западников, наиболее видными представителями которых были Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие, стало признание общности развития России и Запада. Западники признавали важность и полезность успехов европейской цивилизации, считая необходимым заимствование ее опыта Россией. Безусловно, они предлагали не чистое заимствование, а переработку достижений Запада согласно русским условиям и традициям. В будущем, по мнению западников, Россия должна развиваться по буржуазному пути, который признавался универсальным. Западники чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, которые повернули Россию на путь европейского развития. Высказываясь в пользу необходимости введения в стране конституционной монархии, западники полагали, что развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей они считали крестьянскую ре форму.

Важную роль в произведениях западников занимает проблема прав и свобод личности, в частности политических свобод слова, печати, собраний и т. д. Постепенно часть западников склонилась к признанию идей социализма (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев), часть вы ступила в качестве противников этих идей (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.С. Тургенев).

Иного взгляда на исторический путь России, ее политико-правовое развитие придерживались славянофилы (А. С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Основным элементом концепции славянофилов (почвенников) является постулат, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается (и должна развиваться) по пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Это, однако, не возводило славянофилов в ранг сторонников правительственной идеологии: они были противниками существующего политического режима, критиковали деспотизм, бюрократическую систему. По явление этих негативных явлений, как, впрочем, и крепостного права в самой его разнузданной форме, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской "европеизацией", которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в формуле: "Сила власти самодержавию, сила мнения народу". По мнению К.С. Аксакова, русскому народу необходима, прежде всего, духовная, нравственная, а не политическая свобода. Взаимоотношения правительства и народа должны включать в себя следующие начала: взаимное невмешательство, обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние, обязанность народа исполнять государственные требования, общественное мнение как живую нравственную связь между народом и правительством.

В основе русской жизни, в соответствии со взглядами славянофилов, лежали общинное начало и принцип согласия; большое значение имела православная религия, ставящая общее выше частного призывающая к духовному совершенствованию. Славянофилы выступа ли против развития России, по капиталистическому пути считая его противоречащим принципу общинности.

После реформ 60-х гг. XIX века славянофильство эволюционировало в сторону охранительной идеологии, сблизившись с консервативны ми противниками реформ, однако значительная часть ожиданий и надежд почвенников в отношении русской общины была воспринята идеологами "русского социализма" (народничества).

Социальный состав и политические функции парламента в конце XIII - начале IV века
Анализ социального состава английского парламента XIII — начала XIV в. позволяет сделать и другой вывод о том, что феодально-землевладельческий элемент преобладал в нем над городским представительством. В среднем в изучаемый период в парламенты приглашалось по 130 магнатов и около 74 рыцарей графств (по 2 от 37 графств Англии), следоват ...

Декабристские организации
Если передовая молодежь думала о свободе, то правительство делало все возможное, чтобы удержать народ в рабстве, погасить искры свободы и просвещения. «Воспитанный под барабаном», как отозвался о нем поэт, Александр I стал преследовать офицеров суворовско-кутузовской школы. Тупая муштра, избиение солдат, издевательства возвращали армию ...

Русь на пороге “Крещения”
Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Асколь ...