Формирование советского государственного аппарата
Страница 1

Материалы » Формирование советского государственного аппарата » Формирование советского государственного аппарата

В конце 1917- начале 1918 гг. происходила, заменяя старых органов власти и управления новыми. Формировались аппараты наркоматов и других органов управления. В конце октября 1917 г. Была создана рабоче-крестьянская милиция. В составе Совнаркома была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. 2 декабря 1917г. При Совнаркоме образован Высший совет народного хозяйства. Перед ним ставилась задача наладить управление экономической жизнью страны путем координации деятельности хозяйственных наркоматов. Наряду с милицией и ВЧК необходимым элементом новой государственности стали армия и флот. В январе 1918г. Был подписан декрет “О Рабоче-крестьянской Красной Армии”, в феврале- декрет “О Социалистическом Рабоче-крестьянском Красном Флоте”.

Совнарком, налаживая управленческую систему, издавал декреты не только общего характера, но и по управлению конкретными участками работы или отраслями хозяйства. Так, 29 марта 1918г. Был издан декрет об управлении Балтийским флотом, 16 апреля- декрет “Об организации управления почтово-телеграфным делом” и т.д. Эффективные и целесообразные формы и методы работы новых органов власти и управления вырабатывались путем проб и ошибок.

Большевики, исходя из взглядов своих вождей – теоретиков, считали необходимым после прихода к власти сломать старую государственную машину, разрушить изжившую себя систему управления, которая не в состоянии решить новые задачи. Вместе с тем они не исключали возможности сохранения и использования нескольких элементов старого государственного механизма, в частности, органов управления хозяйством: аппарат управления банковской системой, почтой, железными дорогами, трестами, синдикатами можно было использовать, приспособив его к выполнению новых функции.

Управленческая неопытность новых наркомов компенсировалась революционным энтузиазмом и организаторскими навыками, полученными в период борьбы за власть. В структуре и делопроизводстве новых наркоматов наблюдалось великое разнообразие подходов к решению управленческих задач. Менялось и число наркоматов. Некоторые из них функционировали всего 2-3 месяца. К созданным на II съезде Советов 13 наркоматом вскоре были добавлены еще несколько коллегий. В ноябре – декабре 1917г. После согласия левых эсеров войти в состав СНК были созданы наркоматы призрения, государственного контроля, государственных имуществ Российской Республики, местного самоуправления.

Центральной фигурой государственного управления являются руководитель. От его “политических и деловых” качеств в определенной мере зависел успех дела на том или ином участке. Идеологические навыки, личные качества руководителя сказывались на эффективности работы всего аппарата управления. Руководители вновь созданных наркоматов подбирались в основном за счет партийных или профсоюзных активистов. Их кандидатуры выдвигались и обсуждались, как правило, на собраниях соответствующих организаций.

Штат государственного аппарата пополнялся и бывшими служащими, прошедшими собеседование и проверку на лояльность советской власти. На раннем этапе революции чиновники прежних министров и ведомств составляли не малый отряд новой власти. Так, в 1918г. в Наркомземе их было 58,8%; в Наркомздраве- 60,9%; в Наркомате по морским делам- 72,4%. Даже такие специфические “охранительные” учреждения, как НКВД, ревтрибунал ВИЦК или ВЧК, имели соответственно 46,2,36,8 и 16,1%“старых” специалистов. Составленный из столь разнородных частей государственный аппарат не мог профессионально решить поставленные перед ним задачи. Это усложняло управление страной, делало руководящие структуры громоздкими и малоэффективными. Тем не менее, они постепенно налаживали управление страной, для чего в первую очередь создавали местные органы власти и управления.

Установление советской власти на местах происходило как путем мирного перехода управленческих функций в руки Советов, так и в результате вооруженного подавления контрреволюции. Юридическая основа ликвидации власти представителей Временного правительства на местах содержалась в упомянутом выше документе II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам, крестьянам”. В губернских и уездных городах смена власти проходила более или менее безболезненно, поскольку центральные советские власти имели возможность направить в них своих эмиссаров. К тому же партийные организации в крупных городах были, как правило, многочисленные и сильнее. Это давало возможность сформировать новые органы власти и наладить их функционирование. Дойти же до уровня земского самоуправления было сложено из-за многочисленности этих органов. А именно они занимались на местах городским хозяйством, снабжением продовольствием, организацией здравоохранения и просвещения. Не имея возможности заменить аппарат городского и земского самоуправления, местные Советы пытались использовать его для решения безотлагательных вопросов местной жизни. Руководство этими органами осуществляли большевики или эсеры (до разрыва блока с большевиками).

Страницы: 1 2

А.И. Герцен - создатель Вольной русской типографии: идейные взгляды. Биография А.И. Герцена
Герцен родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Москве, в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846); мать - 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен - &q ...

Глава 1
В конце 19 в. объектом империалистических устремлений Англии, США и Японии становятся Корея и Маньчжурия, что вызвало беспокойство российского правительства.(5) На предложение Японии о разделе сфер влияния в Корее Россия ответила отказом, считая что с укреплением концессий на реке Ялу позиции России будут достаточно сильны и без договор ...

Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии
Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могуще ...