ЗаключениеСтраница 1
По результатам проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Роль Русской православной церкви в истории Московской Руси огромна.
С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных центра притяжения экономической деятельности – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство.
Однако ситуация, в которой находилась Православная Церковь в Российском государстве, не оставалась неизменной.
По пришествии монголов на Русь, особенно при хане Золотой Орды Менгли-Гирее, церковь получила значительные привилегии и окрепла. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории. Фактически, митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями.
Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.
В период упадка в Золотой Орде и падения монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы, поддержала стремление русского народа вернуть себе свободу.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву.
Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве.
Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г.
Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.
В 1440-е гг. отказ Русской Церкви от Флорентийской унии 1439 сделал невозможным принятие митрополита, имеющего традиционное благословение Константинополя, где уния была поддержана как патриархом, так и императором. Митрополит всея Руси Исидор, принявший во Флоренции унию, по возвращении в Москву в 1441 был взят под стражу и замещен, по решению Русского архиерейского собора 1441, рязанским епископом Ионой. 15 декабря 1448 собор русских епископов, созванный великим князем Василием II, провозгласил автокефалию (самостоятельность) Русской Церкви и поставил Иону в митрополиты всея Руси.
Набирая силу, государственная власть постепенно все более сужала церковную юрисдикцию равно как ее влияние на сферу внутрицерковной жизни постоянно возрастало. При этом, хотя и нечасто, возникали конфликты между предстоятелями Русской Церкви и высшей государственной властью, когда поведение последней представлялось вызовом христианским основам российской государственности или же вмешательство в церковную жизнь могло послужить ее подрыву, а следовательно, и подрыву самих основ народной жизни.
По вопросу церковных имуществ в Церкви произошло разделение на нестяжателей (сторонников Нила Сорского) и иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого, который настаивал на необходимости монастырских владений для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни), которому соответствовала различная монашеская практика: живший прежде на Афоне Нил Сорский был приверженцем «умной молитвы» и созерцательной жизни в скиту, идеалом Иосифа Волоцкого был общежительный монастырь со множеством трудовых послушаний. В то же время Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, направляя к нему своих учеников для обучения созерцанию и молитве.
Архивы княжеств в период феодальной раздробленности
Переход к феодальной раздробленности предопределил развитие новых культурных центров. Наиболее ярко это проявилось в летописании. В XII–XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде.
Феодальные княжества и республики ...
СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.
Еще в начале 60-х годов специалисты, а затем и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. В этих условиях руководство вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.), суть которой заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Реформа дала им ...
Административно - политическое устройство страны на этапе формирования СССР
Огромные экономические и социальные потрясения в период Гражданской воины, когда резкая вспышка национализма и сепаратизма поставила под сомнение саму возможность дальнейшего существования централизованного Российского государства, государственное устройство нашло свое выражение в форме сложной, многоступенчатой федерации. В 1922 г. РСФ ...