Четвертый поход. Завоевание Византии

Материалы » Значение крестовых походов в истории средних веков » Четвертый поход. Завоевание Византии

В начале XIIIв. папа ИннокентийIII призвал Европу к новому крестовому походу. Это был четвертый крестовый поход, который длился два года с 1202 по 1204 гг. Четвертый крестовый поход был своеобразным походом, связанным лишь по названию с другими крестовыми походами, но откровенно раскрывшем всю захватническую сущность всего крестоносного движения. До Палестины участники четвертого похода даже не дошли. Крестоносцы на этот раз направились не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. Особенно большую роль в истории четвертого похода сыграли венецианцы, которые изменили и сам маршрут похода. Феодальные руководители крестоносцев первоначально предполагали идти на Египет, во владения турецко-египетского султана. Венеция торговавшая выгодно с Египтом но заинтересованная в ослаблении Византии, отклонила крестоносцев от их первоначального намерения и толкнула их на завоевание своего соперника и конкурента по торговле – Константинополя. В 1204г. крестоносцы захватили Константинополь и создали на южной части Балканского полуострова новое государство под названием Латинской империи. Как Иерусалимское королевство это было также типичное феодальное государство. Во главе империи был поставлен северофранцузский феодал Болдуин граф Фландрский. В составе империи имелось несколько крупных вассальных владений: Фессалоникийское королевство, герцогство Афинское, княжество Афейское и др.

Большое количество земельных владений в Византии получила Венеция. Она получила часть Константинополя, Ионический, Кикладские острова, остров Крит, юго-западную часть Пелопоннеса, Галлиполи.

Латинские, т.е. западноевропейские феодалы беспощадно грабили и эксплуатировали местное византийское население. Венеция захватила всю торговлю в Константинополе, на Балканском полуострове и на многих островах в восточной части Средиземного моря. Но некоторые владения Византии продолжали сохранять свою независимость. Среди них наиболее сильным была греческая никейская империя, занимавшая важные в торговом отношении пункты на западном побережье Малой Азии. Оставалась независимой часть империи на севере Малой Азии – Трапезундская империя. На Балканском полуострове оставался вне контроля Латинской империи Эпирское княжество.

Опираясь на сочувствие греков, живших под властью латинян, император Никейской империи, наиболее значительной из 3-х независимых территорий Византии Михаил VIII Палеолог в 1261г. захватил Константинополь и прогнал оттуда европейских феодалов. Так была восстановлена Византийская империя, но восстановленная Византия была уже ослабленным государством. Четвертый крестовый поход покончил с Византией как с великой державой. Владения её после восстановления ограничивались лишь незначительной часть балканского полуострова и узкой полосой Малой Азии. Зависимые от Византии болгары освободились от византийского ига еще до 4 крестового похода в 1186 – 1187 гг.

Запорожская Сечь. Государственное устройство Запорожской Сечи
Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государ­ственности. Казацкая административная и судебная власть распрост­ранялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». [1, с. 145] Запорожская Сечь в своем составе имела деления — военные и территориальные, в соответ ...

Мильченко Семен Калинович
Родился в 1921 Г. В с. Григоровка Харьковской области. В семье было десять детей. В три года остался сиротой. Учился в школе в Харькове, старший брат заменил ему отца. Окончил Харьковский машиностроительный техникум. Переехал в Краматорск, работал на СКМЗ токарем. Служил на флоте во Владивостоке, где окончил военно-пехотное училище. С я ...

Православие как фактор этнического самосознания русского народа в период борьбы с татаро-монголами
Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства. Это стало особенно ясно после вторжения ...