Введение
По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.
Идея служения государству, в которую глубоко уверовал Петр I и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой своей смерти Петр продолжал служение Российскому государству (началом этой службы он считал 1695 год[1]).
Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.
Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра и является целью данной работы.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:
- изучение общих особенностей становления абсолютизма в России;
- выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;
- краткого изложения основных положений военной реформы;
- рассмотрение вопросов, касающихся изменений в судебной системе и судопроизводстве.
Последнее предполагается осуществить, исходя из анализа основных положений специальных юридических документов этой эпохи – «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» и Указа «О форме суда».
Кроме общего интереса к изучению отечественного права дооктябрьского периода, вспыхнувшего после 1991 г., актуальность вышеприведенной темы определяется и другим обстоятельством: в период становления современных институтов российской государственности вполне понятен интерес к более подробному изучению и осмыслению аналогичных нововведений, уже имевших место в истории нашей страны.
Народное просвещение.
Социально-экономическое развитие страны заставляло царизм идти на некоторые реформы в области школьного образования. В 1802 году было создано министерство народного просвещения.
Формально уставом вводилась доступность образования. Фактически же школа в России имела ярко выраженный сословный характер. Детей крепостных крестьян в гимназ ...
Краткий исторический очерк возникновения Таврического
университета
Много сил прилагал Арсений Иванович для открытия в Крыму высшего учебного заведения. В смутные революционные годы его идеи стали реальностью. В 1918 г. был основан Таврический университет - филиал Киевского университета Св. Владимира. В октябре 1918г. Маркевича избрали его доцентом, при этом он передал университету свою личную библиотек ...
Клады и металлургические производства. Клады
эпохи бронзы
Нет народа без акына,
Нет земли без клада.
(Кыргызская народная пословица)
Клад не далек, но, чтобы докопаться
Искусство нужно и умение взяться.
(И.Гете)
Едва ли найдется человек, который не хотел бы найти клад. В нашем обыденном представлении это понятие ассоциируется с понятием «сокровище», то есть с несметным богатством. Тема к ...