Причины образования абсолютной монахи в России. Её особенности
Страница 1

Материалы » Государственные реформы Петра I » Причины образования абсолютной монахи в России. Её особенности

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности, наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Кроме того, необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе (состояние «равновесия сил» между дворянством и буржуазией. Этот период в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Тенденция перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной начинает развиваться в Русском государстве со второй половины XVII века. В первой четверти XVIII века переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение.

Для российского абсолютизма были характерны следующие особенности:

- если абсолютная монархия в большинстве стран Европы складывалась в условии развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, особенно крепостного права, то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

- если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворян с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

Со второй половины XVII века в России постепенно прекращается созыв Земских соборов. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначаемым из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще были упразднены.

Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Падение значения Боярской думы также происходило постепенно и, прежде всего, отразилось на численном росте Думы. Если при Иване Грозном в Думе сидел 21 человек, то при Алексее Михайловиче - уже 59, а при Федоре Алексеевиче – 167[2]. И если раньше Дума могла собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям. Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью, так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее приближенных к царю. Со времен царя Алексея палата «ближних» людей (избранные советники из числа думцев и других близких государю лиц) становится учреждением постоянным, состоящим из определенного количества лиц и действующим особо от «всех бояр».

Причем приговоры этого избранного высшего тайного совета, ближней Думы, формально становятся приговорами «всей думы», издаются как «государев указ и боярский приговор».

Постепенно изменялась даже традиционная формула законов как источника права: «царь указал, и дума приговорила». Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

Особое положение боярства уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.).

Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) написал, что «…его величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь, по своей воле и благомнению управлять»[3].

Страницы: 1 2 3

Распространение лютеранства на Украине
Уже в XVI веке на Украине появилось много лютеранских обществ. Лютеранские церкви были особенно многочисленны в Галичине, на Побужье, на Волыни, на Подолье, на Брацлавщине и Киевщине. Активно обсуждалась возможность (на основе основных статей веры) церковной унии между православными и протестантами, одним из инициаторов которой был княз ...

Крещение князя Владимира
Владимир мог бы креститься в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и священники христианские, но князь хотел блеска и величия при этом важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимир ...

Характеристика Русско-японской войны
1) До начала Рууско-японской войны, в июне 1899 года, в Гааге, после созыва международной конференции, было принято решение смягчить военные столкновения(не использовать удушливые газы, разрывные пули и.т.д), также был создан Гаагский международный суд для Третейского разбирательства международных конфликтов. Япония начала активно претв ...