Германский вопрос
Страница 1

С осени 1945 года в германском вопросе уже четко определился курс трех западных держав на раздел страны. При этом следует иметь ввиду, что для народов бывшего Советского Союза, как и для многих других европейских государств, германский вопрос означал, прежде всего, живое напоминание о военном нашествии с немецкой земли, несшем смерть и разрушение, и лишь затем - проблему преодоления национального раскола и приобретения немцами единой государственной самостоятельности. Естественно, что в своей политике СССР исходил из недопустимости того, чтобы германский вопрос вновь сделался источником опасений, настороженности и недоверия, поскольку он затрагивал самые чувствительные нервы европейской и мировой политики на протяжении всего XX столетия. Главная задача всех участников германского урегулирования состояла в том, чтобы превратить этот вопрос в поле для опробования и утверждения новых форм двустороннего и многостороннего сотрудничества для решения многих наболевших проблем, доставшихся нам от прошлого.

При решении германского вопроса следует отметить, что подходы СССР и трех западных держав значительно отличались. В то время как Советский Союз выступал за переговоры о мирном договоре с Германией до образования единого немецкого правительства, его западные оппоненты настаивали на перемене мест слагаемых. Западная концепция предполагала сначала создание общегерманского правительства на основе свободных и демократических выборов и лишь затем - проведение переговоров о заключении мирного договора. Это-то и стало камнем преткновения в деле германского урегулирования.

Всякое действие Запада по расколу Германии сопровождалось ответным действием Советского Союза. В 1947 году американская и английская зоны оккупации объединяются в Бизонию. В июне 1948 года в западных зонах оккупации и западных секторах Берлина проводится сепаратная денежная реформа, а в апреле 1949 года к англо-американской зоне подключается Франция и создается Тризония. 23 мая 1949 года была принята западногерманская конституция, 30 мая - восточногерманская. В сентябре конституируется Федеративная Республика Германия, в октябре - Германская Демократическая Республика. И если американская политика, нацеленная с последних дней войны на раскол Германии, последовательно претворялась Соединенными Штатами в жизнь, то Советский Союз все еще не терял надежды создать единое германское государство. Причем эта идея владела советским руководством в течение многих лет, и оно никак не хотело с ней расставаться.

Из воспоминаний В.С. Семенова: «У Сталина было видение Германии как единого политического и экономического целого. Еще во время войны, когда союзники спорили о ее судьбе, он выступил против раздела Германии. Сталин считал, что германский народ — великая нация и ее нельзя долго удерживать в разделенном состоянии. Поэтому в его политических расчетах Германия выступала как единое государство. Конечно, лучше всего было бы сделать его социалистическим. В первые годы после войны он полагал, что это осуществимо, — хаос, развал экономики, унижение народа — все, казалось, работало ему на руку. Однако очень скоро Сталин убедился, что из этого ничего не выйдет. Тогда он стал играть с идеей нейтрализации и демилитаризации Германии .

Расчет у Сталина был прост и гениален: вся Европа, кроме, разумеется, самих немцев, — против объединения Германии. Поэтому, поддержав германское единство, он сыграет на национальных чувствах немцев, выступит в роли их защитника и внесет раздор в позицию Запада. На Западе были силы, готовые уступить и откупиться от Сталина, создав огромный нейтральный буфер между Востоком и Западом. А он рассчитывал противопоставить нейтральную Германию Западу, что в свою очередь заставит ее искать союза с Москвой.

То, что Сталин пошел на создание ГДР, не меняет целостности картины. Это был его ответ на создание ФРГ – шаг вынужденный и в какой-то мере тактический. Судя по всему, для него ГДР была всего лишь разменной монетой в сделке: на самом деле его целью была нейтральная и демилитаризованная Германия».[5]

Страницы: 1 2

Первый опыт Российского парламентаризма. Государственная Дума
В апреле 1906г начала работу I Государственная Дума. По закону Государственная Дума созывалась на 5 лет; ее депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царем. Вне контроля Думы были военные дела и внешняя политика: царь мог досрочно распустить Думу и назначить новые выборы в нее. Среди ...

Крестьянская реформа 1861 года: подготовка, проведение, итоги. Отмена крепостной зависимости.
19 февраля 1861 года царь Александр 2 подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение» о новом устройстве крестьян. По «Положению 19 февраля» крестьяне объявлялись лично свободными. Помещики больше не могли их продавать, покупать, дарить, обменивать и закладывать. Крестьяне получили право владеть движимым и недвижимым имущес ...

Определение и признаки тоталитарного режима
Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полн ...