Общественный строй Запорожской Сечи.
Страница 3

Материалы » Запорожская Сечь - козацкое государство » Общественный строй Запорожской Сечи.

Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохране­ние привилегий шляхты на имущественное владение, все же она утра­чивает свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин.

Как известно, польские магнаты и шляхта, которые владели круп­ными имениями, были изгнаны из Украины или уничтожены наро­дом. Одна часть украинской шляхты разделила судьбу польской, а другая часть, главным образом мелкая шляхта, принимала актив­ное участие в Освободительной войне, чтобы после нее занять при­вилегированное положение в обществе. При господствующих в Речи Посполитой порядках, когда политическую власть узурпировали магнаты, а мелкая шляхта теряла даже свои небольшие земельные владения, которые разными путями попадали к магнатам, когда украинство и православная вера всячески унижались, украинская шляхта не могла осуществить свои стремления. Ее намерения со­впадали со взглядами и делами казацкой старшины. Следователь­но, украинская шляхта, находясь в Войске Запорожском, переходи­ла на позиции казацкой старшины, сливалась с ней сословно и по­литически.

Господствующим сословием в Украине была также верхушка пра­вославного духовенства, права которой в годы войны значительно рас­ширились. Православие стало в Украине единственно признанной официальной религией. Этому способствовало также то обстоятель­ство, что одним из лозунгов, под которыми велась Освободительная война, был лозунг борьбы за православную веру.

Духовенство было хорошо организованным сословием, которое опиралось на вековые традиции. Православная церковь имела ряд су­щественных привилегий и прав, которые не раз подтверждал в своих универсалах гетман.

Высшее церковное и монастырское духовенство в ходе войны по­лучило новые владения за счет католической церкви и шляхты. Изме­нения в Украине мало коснулись церковного и монастырского земле­владения. Крестьяне, проживающие на этих землях, как и раньше, вы­полняли в пользу монастырей трудовые повинности, вносили нату­ральные оброки.

Зависимые слои населения. В этой среде определенное место зани­мали рядовые казаки. В казачий реестр, например, входили «роботные люди», которые обслуживали Войско Запорожское. К ним отно­сились кузнецы, слесари, колесники, плотники, сабельники, пороховщики и др. Армия не могла обойтись и без таких мирных профессий, как бондари, котельщики, парикмахеры и т. д. Таким образом, в реес­тре были представлены почти все ремесла того времени.

Основой казацкого сословия была служба в Войске Запорожском, за которую служилые получали землю без налогов с нее, разные при­вилегии в торговле, право изготавливать для собственного потребле­ния водку. В то же время рядовые казаки должны были выполнять раз­личные повинности в пользу Войска Запорожского,

Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои по­винности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к каза­честву, не попали в реестр. Таких было значительное большинство сре­ди зависимого сословия. Судьба их складывалась по-разному.

Городское население. Определенные изменения произошли в право­вом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточ­ные группы населения, в том числе представители городской админис­трации, принимали активное участие в Освободительной войне.

В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения. Здесь существенно возросло количество казаков. Эта значительная часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие мещане продолжали отбывать ряд по­винностей. Во многих городах казаки представляли собой большую часть населения, и казачья администрация решала все вопросы городской жизни. Поскольку были ликвидированы королевские и частновладельче­ские города, большинство из них захотело получить магдебургское пра­во. Города, которые имели право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предо­ставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если по отношению к первым можно говорить о действительном са­моуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казачья старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вста­вать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Не­жину по причине злоупотреблений там старшины. Запрещалось что-либо брать с мещан «над слушность и обычай», приказывалось ува­жать городское правительство.

Страницы: 1 2 3 4 5

Свидерский Савелий Алексеевич
Родился в 1905 году в семье крестьянина, д. Деньгубка Могилевской области. Окончил 6 классов в городе Обира (Белоруссия). С 17 лет работает на шахтах Челябинской области, в Сталинграде. С 1927 - в Красной Армии, курсант полковой школы. До 1953г. связан с армией. Во время войны командир полка воевал на Северо-Западном, Калининском, Цент ...

Глава 2
Потерпев неудачу в попытках убедить Горбачева внести в его текст необходимые изменения, высшие руководители СССР решили действовать самостоятельно. В отсутствие президента, когда он находился на отдыхе в Крыму, 18 августа, на одном из объектов КГБ в Москве, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его сост ...

Освободительная война украинского народа
В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание, и наступило "золотое десятилетие", как его прозвали шляхтичи. Казакам уже трудно было начать восстание. Сами реестровые казаки были почти обращены в холопов и работали панщину на своих начальников шляхецкого звания. Но это было затишье перед бурей. В 1648 г. началось вос ...