Общественный строй Запорожской Сечи.Страница 3
Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохранение привилегий шляхты на имущественное владение, все же она утрачивает свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин.
Как известно, польские магнаты и шляхта, которые владели крупными имениями, были изгнаны из Украины или уничтожены народом. Одна часть украинской шляхты разделила судьбу польской, а другая часть, главным образом мелкая шляхта, принимала активное участие в Освободительной войне, чтобы после нее занять привилегированное положение в обществе. При господствующих в Речи Посполитой порядках, когда политическую власть узурпировали магнаты, а мелкая шляхта теряла даже свои небольшие земельные владения, которые разными путями попадали к магнатам, когда украинство и православная вера всячески унижались, украинская шляхта не могла осуществить свои стремления. Ее намерения совпадали со взглядами и делами казацкой старшины. Следовательно, украинская шляхта, находясь в Войске Запорожском, переходила на позиции казацкой старшины, сливалась с ней сословно и политически.
Господствующим сословием в Украине была также верхушка православного духовенства, права которой в годы войны значительно расширились. Православие стало в Украине единственно признанной официальной религией. Этому способствовало также то обстоятельство, что одним из лозунгов, под которыми велась Освободительная война, был лозунг борьбы за православную веру.
Духовенство было хорошо организованным сословием, которое опиралось на вековые традиции. Православная церковь имела ряд существенных привилегий и прав, которые не раз подтверждал в своих универсалах гетман.
Высшее церковное и монастырское духовенство в ходе войны получило новые владения за счет католической церкви и шляхты. Изменения в Украине мало коснулись церковного и монастырского землевладения. Крестьяне, проживающие на этих землях, как и раньше, выполняли в пользу монастырей трудовые повинности, вносили натуральные оброки.
Зависимые слои населения. В этой среде определенное место занимали рядовые казаки. В казачий реестр, например, входили «роботные люди», которые обслуживали Войско Запорожское. К ним относились кузнецы, слесари, колесники, плотники, сабельники, пороховщики и др. Армия не могла обойтись и без таких мирных профессий, как бондари, котельщики, парикмахеры и т. д. Таким образом, в реестре были представлены почти все ремесла того времени.
Основой казацкого сословия была служба в Войске Запорожском, за которую служилые получали землю без налогов с нее, разные привилегии в торговле, право изготавливать для собственного потребления водку. В то же время рядовые казаки должны были выполнять различные повинности в пользу Войска Запорожского,
Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои повинности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к казачеству, не попали в реестр. Таких было значительное большинство среди зависимого сословия. Судьба их складывалась по-разному.
Городское население. Определенные изменения произошли в правовом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточные группы населения, в том числе представители городской администрации, принимали активное участие в Освободительной войне.
В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения. Здесь существенно возросло количество казаков. Эта значительная часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие мещане продолжали отбывать ряд повинностей. Во многих городах казаки представляли собой большую часть населения, и казачья администрация решала все вопросы городской жизни. Поскольку были ликвидированы королевские и частновладельческие города, большинство из них захотело получить магдебургское право. Города, которые имели право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предоставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если по отношению к первым можно говорить о действительном самоуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казачья старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вставать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Нежину по причине злоупотреблений там старшины. Запрещалось что-либо брать с мещан «над слушность и обычай», приказывалось уважать городское правительство.
В. С. Бархатова (1924 – 1944)
Валентина Сергеевна Бархатова обессмертила свое имя в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, будучи механиком – водителем танка.
Ее родина – Иркутская область. В начале тридцатых годов семья Бархатовых переехала в Омскую область – Новоуральское. Она рано повзрослела, став помощницей матери после смерти отца; в семье ее оче ...
Дворянский этап в Российском освободительном движении. Декабристы.
Крестьяне, вернувшиеся после победоносного окончания Отечественной войны, вновь были превращены в крепостных рабов. Царизм начал усиленно насаждать военные поселения. Поселенцы несли на себе одновременно и жестокий крепостнический, и военно-административный гнет. Крестьянам запрещалось распоряжаться продуктами своего труда, вести торг ...
Обстановка в Западной Сибири накануне восстания
1921 года
Война «красных и белых», регулярной Красной армии и регулярных белых армий была лишь частью гражданской войны. Второй ее частью была война крестьянская. История России знает большие крестьянские войны, в 17-м веке - восстание Степана Разина, и в 18-м - восстание Емельяна Пугачева. Крестьянская война 20-го века значительно превосходила и ...