Общественный строй Запорожской Сечи.
Страница 1

Материалы » Запорожская Сечь - козацкое государство » Общественный строй Запорожской Сечи.

Социальную базу Сечи составляли крестьяне, которые сбежали от своих феодалов, а также представители других слоев населения, в частности, — мещане, которые не могли рассчитаться с долгами, шляхтичи, которые убегали от судебного преследования, недовольные властью священники. Кроме украинцев, здесь находили пристанище литовцы, поляки, россияне, белорусы, греки. [13, с. 73]

Любой христианин мужского пола, независимо от его общественного положения, мог прийти сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем одного из грубо сколоченных деревянных «куреней», крытых соломой, и приобщиться к казацкому братству. Так же просто он мог и уйти восвояси. Женщины и дети — лишняя обуза в кочевой казацкой жизни — на Сечь не допускались. [6,с. 142]

Польским законодательством переселения и пребывания на этих землях подданным Речи Посполитой запрещалось (конституция Вального сейма в 1590 г., постановление Венского сейма 1593 г.). Особенности социальных источников формирования Запорожской Сечи, законодательная неурегулированность ее существования содействовали развитию Сечи как антиправительственной оппозиции, сделали ее центром социального недовольства в украинском обществе. Сечь активно участвует в казацких и крестьянских восстаниях.

Организационно в мирное время Сечь состояла из куреней (максимально их было 38), где находилось 5 - 6 тыс. казаков. Территория на берегах Днепра возле Запорожской Сечи разделялась на паланки — области с собственным самоуправлением, которых в разные периоды было 5 - 8, максимально — 10. Ежегодно по жребию земли получали те или другие курени. На этих территориях казаки занимались хозяйством, там же, на хуторах, жили с семьями женатые казаки. Но постоянная военная опасность делала невозможным активное хозяйственное освоение земельных угодий, развитие промыслов и скотоводства. Лишенное в польском государстве официального статуса, а также платы, запорозьке казачество активно занималось военным наемничеством и походами на земли Османской империи. [13, с. 74]

Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ни­чему, кроме своих собственных законов, которые передава­лись и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побежда­ла та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «стар­шину». Во время военных походов старшина обладала абсо­лютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными.

Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составляв­ший примерно десятую часть общей их численности. Осталь­ные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыбо­ловстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Посколь­ку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономи­ческие отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками (чернью), время от времени разряжающиеся бун­тами и переворотами.

В городах пограничья также проживало много казаков. Так, например, в 1600 г. население Канева состояло из 960 мещан и 1300 казаков с семьями. Точно так же, как и сечевики, так называемые городовые (т. е. городские) казаки игнорировали какие-либо власти, признавая только своих старшин. [6, с. 142]

Освободительная война внесла определенные изменения в обще­ственный строй. Почти вся украинская этнографическая территория того времени фактически была освобождена от польского господства. С от­ступлением казацких войск в конце 1648 г. часть украинской террито­рии — Волынь и Галиция — снова была захвачена польскими войсками.

Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той Украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на гос­подствующие и зависимые сословия в Украине осталось. [1, с. 168]

Страницы: 1 2 3 4 5

Специфика внешней политики СССР
Когда Советская Армия начала освобождать от фашизма страны Европы, там уже действовали антифашистские силы, опиравшиеся на успехи Советской Армии. В ходе борьбы народов с захватчиками и поддержавшими их силами внутренней реакции созревали предпосылки для перерастания движения Сопротивления в народно-демократические революции. Советская ...

Конституция Франции 1875 года
После того как Парижская Коммуна была потоплена в крови, в истории Франции начинается смутное время, когда на французский трон претендовало сразу три династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты. Хотя 4 сентября 1870 г. улицы Парижа наполнились народом, требовавшим установление республики. Парижские депутаты провозгласили республику и образов ...

Последние крестовые походы
Если пересчитать все крестовые походы, то насчитается – восемь. Но первые четыре были наиболее важными. Последние четыре похода были и не столь многолюдными и не носили уже общеевропейского характера. В них принимали участие только отдельные государи и отдельные страны. Пятый поход 1217- 1221 гг. интересен тем, что его организаторы пыта ...