Право Запорожской Сечи.
Страница 2

Со временем значительный вес получают новые источники права. Речь идет прежде всего о гетманских универсалах. Это были рас­порядительные акты высшей власти, которые носили общеобязатель­ный характер для всего населения Украины. Универсалы регулирова­ли государственные, административные, гражданские, уголовные и процессуальные отношения. Распространение гетманского законода­тельства соответственно суживало функции обычного права. Когда нормы последнего не противоречили интересам общественной верхуш­ки, им, как правило, придавалась сила закона.

Нормы обычного права в своей традиционной форме были основ­ными источниками права в Запорожской Сечи, где население при­держивалось "подлуг старожитных и старейших обычаев". Существу­ющие в Запорожье военно-административная и судебная системы руководствовались нормами обычного права. [16, c. 289]

Следует упомянуть о существовании в Украине так называемого церковного обычного права. Под ним понималась совокупность пра­вил поведения, которые не получили законодательного утверждения, но их обязательно придерживались, «побаиваясь наказания и гнева господня».

Источниками права были также международные соглашения, ко­торые заключались гетманом, главным образом с соседними государ­ствами. В них закреплялось положение Украины как субъекта между­народно-правовых отношений. В соглашениях находим нормы граж­данского и административного права.

Перераспределение собственности в годы Освободительной вой­ны нуждалось в нормах права, которые регулировали бы новые фор­мы собственности, прежде всего собственность на землю. Появляют­ся "ранговые земли", или "ранговые поместья". Это были земли, ко­торые гетман своими универсалами жаловал казацкой старшине за службу, "в ранг", во время занятия ею определенной должности. [1, с. 154]

Под преступлением понималось всякое нарушение норм "давнего казачьего права". В системе преступлений на первом месте стояли воинские преступ­ления (измена, неоказание помощи во время боя и др.). Особо жесто­ко наказывали предателей — их казнили. Наиболее распространенны­ми видами наказания были смертная казнь и штрафы.

Необходимо отметить, что в этот период прослеживается постепен­ный переход от норм обычного права к нормам, созданным государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.

Следовательно, в Украине действовали разные, во многом устаревшие правовые нормы, которые часто противоречили друг другу, или, напротив, дублировались. Кардинальные изменения в общественной жизни с превращением России в абсолютную монархию также требовали унификации права. Царское правительство надеялось таким способом сближать правовые системы Украины и Российской империи. Верхушка украинского общества, которая стремилась уравняться в правах с российским дворянством, видела в этом свой интерес. Одновременно казацкая старшина пыталась закрепить свои права и возобновить автономное положение Украины. Все это стало причинами кодификации украинского права во второй четверти XVIII в. [17, с. 134]

По просьбе гетмана Д. Апостола и казацкой старшины указом императрицы Анны от 28 августа в 1728 г. была создана первая кодификационная комиссия. Ее заданием было составить проект Свода законов для Украины. Состав комиссии постоянно изменялся, но преимущественно это были специалисты в отрасли права, — высокообразованные люди, которые занимали высокие должности в гетманском правительстве. Комиссию возглавляли сначала генеральный судья И. Борозда, а затем генеральный обозный Я. Лизогуб. Для подготовки кодификации был использован в первую очередь "Порядок" (версию магдебургского права которая чаще всего применялась в судах Украины), а также другие сборники магдебургского права, Литовский устав 1588 г., акты царской власти, церковного права, правовые обычаи, обобщения судебной практики.

Следствием деятельности комиссии стало появление в 1743 г. Свода (сборника), под названием "Права, по которым судится малороссийский народ". Распорядители создали собственную систему расположения материалов. Она значительно отличалась от тех, которые применялись раньше, в том числе и в источниках, использованных при работе над кодификацией. Сборник состоял из 30 разделов, которые разделялись на 531 артикул и 1716 пунктов. Он сопровождался инструкцией кодификационной комиссии и алфавитным реестром, в котором были короткие объяснения содержания артикулов. Свод содержал нормы государственного, криминального, гражданского и процессуального права. Кодификация на почве оригинального украинского правового материала воспроизводила права и вольности украинского народа. Конечно, такой документ противоречил интересам самодержавного правительства, и 1756 г., после длительного рассмотрения сборника Сенатом, он был возвращен гетману К. Розумовському на доработку. После некоторых изменений и дополнений Свод подали на утверждение сначала Комиссии генеральной старшины (в 1759 г.), а затем Советам генеральной и полковой старшины (в 1763 г.). Подавляющее большинство старшины выступило против документа и требовало продолжения действия Устава 1588 г., который обеспечивал господствующее положение феодалов. Свод так и не стал официальным источником права, однако использовался в качестве учебник из украинского права, его нормы применялись в реальной жизни и судебной практике.

Страницы: 1 2 3 4 5

Начало правления Николая
20 октября 1894 г. скончался от тяжёлой болезни император Александр III. На престол вступил 26-ти летний Николай, которого отец ещё недавно называл «совсем мальчиком». Наследник, однако, не стремился занять престол, скорее не хотел этого. В декабре он записал в своём дневнике: « Для меня худшее случилось, именно то, что я так боялся всю ...

Возникновение государственности у древних афинян. Минойский период
Возникновение и расцвет первых очагов государственности на территории Древней Греции происходит в III – II тысячелетии до н. э. на острове Крит. Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Коноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Этот период в истории называют эпохой «дворцовой» или «минойской» цивилизации. Именно появление дворцов свидете ...

Особенности гос. системы в 9- 12 в.
Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально- экономического строя. И. Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2- ой половине Х1 в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них сто ...