Глава 4
Страница 1

После августовского кризиса сложилась ситуация когда принимаемые лидерами решения определялись не конституцией и законами СССР, а реальными соотношениями сил и политической целесообразностью. С конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают что в действительности Советский Союз умер сразу после "августа" формально продолжая существовать до конца года.

Со 2-по 5 сентября 1991 г. работал пятый внеочередной съезд народных депутатов который юридически закрепил пост кризисную ситуацию. Из решений съезда следовало: Принималась новая конституция, страна вступала в новый период и назначались новые органы власти. В рамках этого переходного периода разрешалось подготовить и подписать всеми желающими республиками договор о союзе суверенных государств, в котором каждая из них сможет самостоятельно определять формы своего участия. Выступавшие руководители просили поддержать намерение их республик вступить в ООН и стать полнокровными субъектами международного права.

Не смотря на оптимизм лидеров, у многих делегатов складывалось ощущение что они присутствуют на "собрании обреченных", на "похоронах Советского Союза". И действительно съезд принял конституционный закон "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". Он предусматривал прекращение деятельности высших органов государственной власти СССР -Съезда и Верховного Совета, обладавших правом принятия общих для всех республик законов. В соответствии с законом был создан Госсовет СССР с участием президента СССР и высших должностных лиц республик, которому на неопределенный по времени "переходный период", передавались реальные функции управления. Оценивая происходящее президент России заявил, что наступает конец длившейся более года между республиками и союзным Центром "холодной войны".

Создание Госсовета СССР легализовало положение существовавшее с конца апреля 1991 года, когда начался Новоогаревский процесс. Именно тогда важнейшие вопросы будущего Союза стали обсуждаться за закрытыми дверями в узком кругу высших руководителей республик, которые далеко не всегда информировали о происходящем на переговорах представительные органы. На практике Госсовет стал не органом для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы" как декларировалось изначально, а институтом в рамках которого оформляли свое движение к полной независимости почувствовавшие "вкус свободы" республики.

23 августа 1991 года Б.Н. Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", положения которого позднее развиты в серии других актов и привели к фактическому запрещению КПСС. Основанием для подготовки указа послужила уверенность в том что КПРФ поддержала ГКЧП в государственном перевороте. МВД и Прокуратура получили указание провести расследование фактов антиконституционной деятельности компартии РСФСР. Согласно указу президента от 25 августа 1991 года "Об имуществе КПСС и Компартии", все недвижимое и движимое имущество, включая денежные и валютные счета, становились государственной собственностью России". В этот же день Горбачев объявил о сложении с себя полномочий Генерального секретаря и призвал партию само распуститься, эти события вызвали цепную реакцию в союзных республиках. До конца августа деятельность компартии была приостановлена в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Эстонии; запрещены компартии на Украине, Молдавии и Литве. Процесс "департизации" республик в основном завершился к середине сентября 1991 года.

Страницы: 1 2 3

Социальная реформа.
Социальные реформы, основывавшиеся на представлении Петра об «общем благе», проводились в интересах правящего класса. Преобразования в социальной сфере не поколебали структурной основы общества, но сделали еще более четкими сословные границы, одновременно повысив уровень социальной мобильности некоторых категорий населения. Принятие в 1 ...

Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв.. Эволюция имущественного положения женщины
Характеристики правового статуса женщин в XVII – XVIII вв., основывается, в первую очередь, на рассмотрении их имущественного положения. В эпоху складывавшейся сословно-представительной монархии с XVI века законодательная власть начала стремиться урегулировать соотношение закона как государственной нормы в наследовании и завещания как ...

Борьба за независимость
Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916. После Февральской революции на основании поло ...