Культура на землях Юго-Западной РусиСтраница 1
Даже в трудных условиях феодальных междоусобиц и раздробленности продолжала развиваться культура русских земель. Неисчерпаемым ее источником были древнерусские культурные ценности и традиции. Между всеми русскими землями сохранялись духовные связи и интенсивный культурный обмен. Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Владимир-Волынский и другие города превратились в подлинные центры культуры.
Продолжалось усовершенствование старых и изобретение новых орудий труда, оружия, средств транспорта. С каждым годом сооружалось все больше ветряных и водяных мельниц. Во многих городах возводились каменные и земляные укрепления, замки феодалов. В технике художественного ремесла широко применялись давно известные зернь, скань (узоры из тоненькой проволоки, нанесенные на металлическую основу), чеканка, инкрустация изделий, тонкое металлическое литье и т. п.
Развивались зодчество и живопись. В Киеве появились чудесные строения в давних культовых ансамблях Печерского, Выдубицкого, Михайловского Златоверхого, Кирилловского и других монастырей. Киевские зодчие возвели великолепные строения, церкви — Кирилловскую, Васильевскую и Богородицы Пирогощей. Выдающимся киевским зодчим был Петр Милониг. Архитектурными шедеврами Чернигова стали ансамбли Елецкого монастыря — Успенский и Борисоглебский соборы, а также знаменитая Пятницкая церковь. Галицкие зодчие создали прекрасные здания княжеского дворца, Успенского собора и церкви Пантелеймона в городе Галиче. В этих сооружениях интерьеры украшались росписью, мозаикой, фресками, резьбой, иконами. Они и ныне поражают нас своим совершенством.
В живописи важное место заняли картины на религиозные темы, написанные художниками на деревянных досках (иконы). В Киеве созданы иконы «Борис и Глеб», «Свенская богоматерь» (на ней изображены Антоний и Феодосии — основатели Киево-Печерского монастыря). Мастерски написана в Галиче икона «Покрова», на которой изображена «святая заступница» от вражеских вторжений и других бедствий народа.
Устное народное творчество обогащалось песнями и былинами, сказками и легендами, которые отображали тревожную и героическую жизнь того времени. В былинах повествуется о древнерусских богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, которые храбро защищали родную землю от вражеских нашествий.
Тогда в Киеве монах Печерского монастыря Нестор продолжил и упорядочил главную летопись Руси — «Повесть временных лет». Эту летопись также дополнял и упорядочивал игумен Выдубицкого монастыря, а потом епископ Переяславский Сильвестр. Вместе со своим предшественником Никоном эти ученые были первыми историками Киевской Руси.
Выдающимися памятниками юго-западного летописания стали Киевская и Галицко-Волынская летописи — главные источники истории Руси периода феодальной раздробленности. Немало исторических сведений поместил «Киево-Печерский патерик», куда вместе со многими «житиями святых» и поучениями, вошли рассказы светского характера — о деятельности князей, зодчих, живописцев, писателей, врачей и т. д. Летописи и литературные произведения дают нам представление о реальной жизни людей на нынешней территории Украины в те далекие времена.
Подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы средневековья стала поэма «Слово о полку Игоревен. Автор ее неизвестен. В произведении обстоятельно и с большой художественной силой талантливый писатель рассказал о героическом, но неудачном походе воинов новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. Событие это произошло в 1185 г. И тогда же создана поэма.
Ни один современник не охарактеризовал эпоху феодальной раздробленности Руси и трагичность ее положения так правдиво, как автор «Слова о полку Игореве». Вследствие феодальных междоусобиц борьба князей против вражеских нашествий прекратилась, поскольку «сказал брат брату: «Это мое и то мое же». В таких сложных условиях отправился в поход со своими полками князь Игорь, но сил у него не хватило для того, чтобы одолеть половецкие орды. Потерпев поражение в кровопролитной битве, вместе со многими воинами он попал в плен к хану Кончаку. Вся поэма проникнута искренним призывом к единству русских князей в борьбе с врагами родной земли. «Братья и дружина! — призывал князь Игорь Святославович накануне битвы.— Лучше быть убитым, чем пленным. Хочу копье переломить о край степи половецкой; с вами, русичи, голову сложить либо напиться шлемом из Дону!» Трагедия зазвучала оптимистично.
По прочтении поэмы «Слово о полку Игореве» Карл Маркс сделал такой вывод об идейно-тематическом содержании произведения: «Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».
Ситуация на западных границах Российского государства в XV
– начале XVI вв.
В конце XV - начале XVI вв. сложная ситуация была и на западных границах Российского государства. На северо-западе своими псковскими землями Россия граничила с Ливонией - конфедерацией духовных княжеств, расположенных на территории современной Эстонии и Латвии. На западе и юго-западе Россия граничила с Великим княжеством Литовским, в со ...
Основные тенденции урбанизации страны
Несмотря на быстрое развитие промышленного производства в конце XIX - начале XX вв. предреволюционная Россия оставалась преимущественно сельской страной. В 1913 г. в городах России проживало лишь 18% ее населения. Гражданская война, голод и разруха явились причиной оттока населения из городов, поэтому в 1923 г. доля городского населения ...
Россия – узел противоречий
Таким образом, своеобразие исторического развития России заключалось в том, что в ней развитой капитализм, достигший своей высшей стадии — империализма, сочетался с многочисленными крепостническими пережитками, с самыми жестокими методами эксплуатации народа.
Царизм обеспечивал помещикам и буржуазии возможность безудержного грабежа рус ...