Проблема принятия новой конституции Украины
Страница 1

Материалы » Украина после Второй мировой войны » Проблема принятия новой конституции Украины

Возникла в период предвыборной кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности под­няли участники диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конститу­ции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и мо­рально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституцион­ная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верхов­ного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что:

— Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством;

— предлагается полупрезидентская или смешанная форма прав­ления, а форма государственного строя — унитарная (в отличие от фе­деративной или земельной);

— в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта — однопалатность.

После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, рав­но как и к механизму его принятия:

— доработка и утверждение проекта как основы Конституции Ук­раины;

— принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации — разработ­ка нового Основного Закона;

— принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.

Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах, как:

— целесообразность федеративно-земельного устройства государст­ва;

— двойного гражданства и двуязычия;

— отношения к системе Совета как рудименту или жизнеспособ­ному организму.

Консолидации — жизненно важный для Украи­ны ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократи­чески-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно наду­манные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз ком­мунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промыш­ленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о вос­становлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал дан­ной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипло­матические отношения, более 13 стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и раз­вития готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производ­ства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной соб­ственности. В июле—ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитыва­лась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил про­ведение выборов народных депутатов, а на 26 июня — выборы прези­дента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвида­ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных но­сителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с террито­рии республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соот­ветствующую материальную компенсацию и совместно с США гаранти­ровала территориальную целостность и независимость Украины.

Страницы: 1 2

Захват Египта
Если об оккупации Кипра английские историки обычно только упоминают, то о захвате Египта написано больше. Выдвинута даже «египтоцентристская» концепция раздела Африки[12]. Но до сих пор ведущей является другая концепция. Суть ее сводится к тому, что Великобритания не планировала захват Египта и что эта акция была продиктована заботой об ...

 Анализ работ А. В. Пешехонова
В данной работе А. В. Пешехонов спорит с меньшевиком Сухановым. «От принципиального объединения пролетариата и трудового крестьянства в единый трудовой народ,- пишет I. Суханов в "Заветах",- народники должны отказаться". С трудовым крестьянством "социалистическая партия не может слиться и не может связывать свою судь ...

Особенности общественного развития.
Как выглядело западночжоуское общество и что было харак­терным для процесса его трансформации, протекавшего на фоне уже описанных политических событий и сводившегося в основ­ном к децентрализации власти в Чжоу и укреплению разрастав­шихся уделов? Следует начать с того, что реформы, которые пытались про­вести Ли-ван и Сюань-ван, касалис ...