Организационная структура церкви.Страница 1
После придания христианству статуса государственной религии
церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.
Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял
киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии (на первых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя принятие христианства из Византии не привело к политическому
и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками,
однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением
отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.
Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились
полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного
аппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки
для слияния государственного и церковного аппаратов.
Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуре светской власти. В начале XI века образовались
епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. Первым ее епископом был
Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро-
вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь».[8] Во
второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская
, луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала
вся полнота церковной власти в их области - не только право суда
над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество.
Если
кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь.
Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у
них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на
содержание церквей давали «десятину» - десятую долю своих даней
и оброков.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри,
игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых государств. По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами
-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по-своему,
руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая
такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты
в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю,
ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в
самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской», и в крупных политических событиях.[9]
Высшие церковные власти - епископы и митрополит - могли
быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством.
Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри.
Общая характеристика периода раздробленности
С утверждением феодальной раздробленности на Руси окончательно восторжествовал удельный порядок. (Удел - княжеское владение.) "Князья правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники, со всеми правами распоряжения, вытекающими из такой собственности" (В. О. Ключевский) ...
В.М.Молотов
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени сложилась. Свое культурное развитие человек начинает с овладения культурой своего времени и общности. Человек рождается и биологически и, тем более социально не зрелым; созревание и разви ...
Древнеримский календарь. Сельскохозяйственный календарь
Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба.
Едва ли не главным "ориентиром" при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовал ...
