Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова
Страница 1

Материалы » Чокан Валиханов в истории Казахстана » Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова

Валиханов имел необычайно широкий круг общения, легко сходился с людьми. Одной из уникальных черт его характера было чутье на сильных, как он сам, талантливых людей. В дружбе он сохранял верность, во взаимоотношениях — искренность. Его друзьями были: гений русской и мировой литературы, тонкий психолог, исследователь тайников человеческой души Федор Михайлович Достоевский; талантливый поэт Апполон Николаевич Майков, выдающийся писатель и поэт Всеволод Владимирович Крестовский — автор знаменитого романа «Петербургские трущобы».

В своих письмах к Шокану Ф.М. Достоевский писал: «Вы первый казах — образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходным человеком, дав Вам душу и сердце», «Я никогда ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам». А. Майков: «Мы немного времени провели вместе, но я так полюбил Вас, как будто всего насквозь знаю».

Очень трогательно воспоминание русского ученого Григория Николаевича Потанина, друга детства Ш. Валиханова. Вспоминая одну встречу во время своей ссылки, он рассказывает: «Всю ночь мы просидели не ложась, говорили… говорили… Чокан должен был на другой же день уехать — так сложились его служебные дела. И когда он уехал, я, поверите ли, заплакал, как ребенок. Словно солнышко закатилось». Что может лишь говорить о том, что Ч. Валиханов мог создать с людьми доверительные отношения – раппорт, тонко разбираясь в человеческой психологии.

Имея за плечами богатый опыт сравнения различных культур и народов, Ч. Валиханов уже мог делать самостоятельные суждения относительно того каким образом должна осуществляться колониальная политика Российской Империи во благо казахского народа. При этом, в его наблюдениях и рекомендациях можно рассмотреть применение некоторых элементов этнопсихологии, которая только начала формироваться во 2-й половине XIX в. в Европе.

В частности, он утверждал, что только постоянное стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей членов общества является побудительным мотивом для движения вперед по пути прогресса. Ч. Валиханов делит реформы на полезные и вредные. « .Полезны только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой цели». Казахский просветитель-демократ считал, что всякая полезная реформа, не подвергаясь разным случайностям, достигает своей цели тогда, «когда известны общественные нужды и средства». Этим он подчеркивает важность глубокого изучения быта и нравов народа, его насущных потребностей, и что только с учетом этих данных следует проводить те или иные изменения путем реформ. Всякие другие нововведения без учета интересов народа и особенностей его жизни обречены на провал, не получат развития. Здесь следует отметить у Валиханова глубокие философские суждения, показывающие, что любой социально-экономический фактор так же от хозяйственно-бытового устройства общества, как развитие живого организма всецело зависит от его среды. «Чтобы вырастить какое-нибудь растение, взывает Валиханов, надо, прежде всего, знать, на какой почве оно произрастает, сколько требует оно света, теплоты и пр. УСЛОВИЯ племенного организма, среды, климата и почвы должны быть всегда на первом плане, ибо все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий».

Страницы: 1 2