Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова
Страница 2

Материалы » Чокан Валиханов в истории Казахстана » Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова

С этих позиций Ч. Валиханов стал рассматривать проект судебной реформы царизма для казахской степи. В своей записке «О судебной реформе у киргиз сибирского ведомства» он подверг острой критике мероприятия царских властей, стремившихся одним ударом «преобразовать» и «обрусить» инородческие племена России. Признавая необходимость некоторых преобразований судебного и административного характера для развития казахского общества, Ч. Валиханов в то же время был против формального подхода к реформам. Критически анализируя, проект судебной реформы для казахов Сибирского ведомства он отметил в нем два следующих коренных недостатка, во-первых, проект не отражал бытовых и национальных особенностей казахского народа, во-вторых, в нем не учитывались интересы основной массы населения казахского общества. Всякие преобразования и реформы, указывал Валиханов, могут играть не только положительную роль, но даже и отрицательную, если они вводятся или были введены без учета потребностей общества лишь «от излишней ревности к гуманным теориям». Поэтому он требовал дифференцированного подхода к нуждам запросам каждого народа, с учетом его культурно-бытового уровня и общественно-экономического развития.

«Россия, - писал он, - в числе сыновей своих имеет немало народностей иноверческих и инородческих которые ведут образ жизни диаметрально противоположный образу жизни коренного русского населения и имеют нравы и обычаи диаметрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени. Понятно, что преобразования проектированные для христианского и оседлого русского населения, по вышеизложенным причинам не принесут никакой пользы, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России». Таким образом, в этом вопросе казахский просветитель требовал конкретного исторического подхода, учет национальных особенностей каждого народа.

Анализируя деятельность Ч. Валиханова в качестве российского разведчика в его путешествии в Кашгарию, нужно признавать, что получение наиболее точных и полных разведывательных данных о состоянии политики и настроениях, царящих в кашгарском обществе, тем более на таком продолжительном отрезке времени невозможно без применения навыков вербовки. При этом, учитывая пристальное внимание китайских властей, к любым пришлым людям, которых они подозревали в шпионской деятельности, Шокану следовало обеспечить для себя максимально достоверный контекст торгового человека при досмотрах проводимых китайцами, что в свою очередь невозможно без использования приемов психологической подготовки.

Особо следует отметить то, как Ч. Валиханов умел описывать психологический портрет встреченных им в ходе его путешествий людей, будь то кыргызский манап или китайский чиновник, или кашгарский житель. Его очень емкие описания их личностей, тонко подмеченные детали поведения позволяют получить достаточно полный образ их психотипов.

Страницы: 1 2 

Либеральное движение
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но, так или иначе, либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и ...

Положение горнозаводских рабочих и служащих монетного двора
Проблема рабочей силы для Сузунского комплекса решалась царским Кабинетом и Горной Канцелярией. В соответствии с царским повелением Сенат издал 11 ноября 1763 г. указ: «Разного звания к делу сей монеты потребное число мастеровых людей и инструментов велеть и с крайним поспешением отправлять из Екатеринбурга на Колывано-Воскресенские зав ...

Русь на пороге “Крещения”
Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Асколь ...