Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова
Страница 2

Материалы » Чокан Валиханов в истории Казахстана » Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова

С этих позиций Ч. Валиханов стал рассматривать проект судебной реформы царизма для казахской степи. В своей записке «О судебной реформе у киргиз сибирского ведомства» он подверг острой критике мероприятия царских властей, стремившихся одним ударом «преобразовать» и «обрусить» инородческие племена России. Признавая необходимость некоторых преобразований судебного и административного характера для развития казахского общества, Ч. Валиханов в то же время был против формального подхода к реформам. Критически анализируя, проект судебной реформы для казахов Сибирского ведомства он отметил в нем два следующих коренных недостатка, во-первых, проект не отражал бытовых и национальных особенностей казахского народа, во-вторых, в нем не учитывались интересы основной массы населения казахского общества. Всякие преобразования и реформы, указывал Валиханов, могут играть не только положительную роль, но даже и отрицательную, если они вводятся или были введены без учета потребностей общества лишь «от излишней ревности к гуманным теориям». Поэтому он требовал дифференцированного подхода к нуждам запросам каждого народа, с учетом его культурно-бытового уровня и общественно-экономического развития.

«Россия, - писал он, - в числе сыновей своих имеет немало народностей иноверческих и инородческих которые ведут образ жизни диаметрально противоположный образу жизни коренного русского населения и имеют нравы и обычаи диаметрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени. Понятно, что преобразования проектированные для христианского и оседлого русского населения, по вышеизложенным причинам не принесут никакой пользы, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России». Таким образом, в этом вопросе казахский просветитель требовал конкретного исторического подхода, учет национальных особенностей каждого народа.

Анализируя деятельность Ч. Валиханова в качестве российского разведчика в его путешествии в Кашгарию, нужно признавать, что получение наиболее точных и полных разведывательных данных о состоянии политики и настроениях, царящих в кашгарском обществе, тем более на таком продолжительном отрезке времени невозможно без применения навыков вербовки. При этом, учитывая пристальное внимание китайских властей, к любым пришлым людям, которых они подозревали в шпионской деятельности, Шокану следовало обеспечить для себя максимально достоверный контекст торгового человека при досмотрах проводимых китайцами, что в свою очередь невозможно без использования приемов психологической подготовки.

Особо следует отметить то, как Ч. Валиханов умел описывать психологический портрет встреченных им в ходе его путешествий людей, будь то кыргызский манап или китайский чиновник, или кашгарский житель. Его очень емкие описания их личностей, тонко подмеченные детали поведения позволяют получить достаточно полный образ их психотипов.

Страницы: 1 2 

Глава 2
К сентябрю 1904г. армия получила подкрепление, в том числе прибыли 6 Сибирский корпус, 4 Донская дивизия генерала Телешова. С прибытием последней, конница Маньчжурской армии увеличилась до 143 сотен и эскадронов.(26) Численное превосходство продолжало оставаться на стороне русских войск. Генерал Куропаткин готовился к наступлению. В се ...

Результаты войны
Так закончилась освободительная война 1648-1654 гг. - произошел исторический акт воссоединения двух братских народов. С тех пор эти события неоднократно были объектом всякого рода спекуляций, неумеренного славословия или наоборот сплошного очернительства. Для того чтобы дать объективную оценку этим событиям, надо посмотреть, что же прои ...

Церковь как нравственный противовес русскому самодержавию в годы правления Ивана IV
Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам внезапно оборвал нить московского летописания), вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и м ...