Отечественная культура в условиях тоталитарного обществаСтраница 2
Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования.
Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военнополитическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и о сфере быта.
Таким образом и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины. Были достигнуты несомненные количественные успехи - значительно расширилась сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, ликвидирована неграмотность, увеличилось число занятых в этих сферах культуры. Однако, качество и уровень знаний заметно снизился и отстал от современных требований. При известных успехах в науке результатом ее развития стало общее отставание от мирового уровня, особенно в тех отраслях знания, в которые государство и идеология усиленно вмешивались и искусственно тормозили.
По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем целая серия других «идеологических» постановлений: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»,. «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и другие. Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела «приструнить» интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.
Смена руководства и попытки либерализации общественной жизни в 50-е годы привнесли в художественное творчество заметное оживление. в это время рождались новые литературно-художественные журналы, что значительно расширяло возможности публикаций поэтов и писателей. Демократический характер редактируемого Твардовским журнала «Новый мир» обусловил его огромную популярность. Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: «Теркин на том свете» Твардовского, «Наследники Сталина» Е. Евтушенко, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Это рождало надежды на свободное развитие литературно-художественной жизни страны. Однако, несмотря на общее потепление обстановки в обществе, суть тоталитарной системы оставалась прежней, не изменилось и ее отношение к культуре. В ответ на призывы общественности, отменить сталинские постановления по вопросам культуры 1946-1948 годов, было категорически заявлено, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение».
Балетная музыка
Если оперные спектакли “Русских сезонов” преследовали цель открыть глаза Европе на неподражаемую самобытность и самоценность русской классической оперы, представить ее как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры, показать, что кроме “Тристана” Вагнера есть еще “Борис” и “Хованщина”, то балетные спектакли претендовали на нечто бо ...
Из истории основания Буэнос-Айреса
Около 500 лет назад на правом берегу реки Ла-Плата возник город, которому суждено было стать столицей Серебряной страны, как называют Аргентину. Буэнос-Айрес основывали дважды, поскольку первое испанское поселение, бывшее на этом месте, смели свободолюбивые индейцы кечуа и гуарани В 1580 году, разбив эти индейские племена, Хуан де Гарай ...
Обострение международной напряженности
В первой половине 80-х годов международная обстановка резко обострилась, положение СССР в мире ухудшилось, его внешнеполитическая активность почти угасла. Это было вызвано рядом причин.
В 1979-1980 годах США развернули широкую кампанию по развертыванию в Западной Европе нейтронного оружия. Они доказывали "гуманность" этого ви ...