Политические институты и конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
Страница 1

Материалы » Политическая система Франции » Политические институты и конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый - период Четвертой Республики -с 1946 по 1958 г., второй - с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был вдохновлен общим демократическим подъемом после победы над гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей,

ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть

должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум.

Таким образом, процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

Страницы: 1 2 3 4

Движение декабристов
Отказ правительства от политики преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Одним из истоков зарождения “вольномыслия в России” стала Отечественная война. В 1814—1815 гг. возникают первые тайные о ...

Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв.. Эволюция имущественного положения женщины
Характеристики правового статуса женщин в XVII – XVIII вв., основывается, в первую очередь, на рассмотрении их имущественного положения. В эпоху складывавшейся сословно-представительной монархии с XVI века законодательная власть начала стремиться урегулировать соотношение закона как государственной нормы в наследовании и завещания как ...

Крымское ханство в системе международных отношений XVI-XVII вв.
В этой главе мы постараемся выяснить и показать воздействие на борьбу Московского государства с татарами политики польского и турецкого правительств. Фактор турецкого военно-политического могущества далеко не однозначно сказывался на характере русско-крымских отношений[42]. С одной стороны, любые попытки русского наступления на Крым не ...