Политические институты и конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
Страница 1

Материалы » Политическая система Франции » Политические институты и конституционное право Франции. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый - период Четвертой Республики -с 1946 по 1958 г., второй - с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был вдохновлен общим демократическим подъемом после победы над гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей,

ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть

должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум.

Таким образом, процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

Страницы: 1 2 3 4

Значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами
В 80-е гг. XVI в. сложная внутриполитическая обстановка заставила правительство царя Федора Ивановича (1584-1598гг.) искать в церковных верхах более активной поддержки. Вместе с тем фактический глава этого правительства боярин Борис Годунов понимал, что для снятия социального напряжения нужны эффектные, радостные события, которые могут ...

Внутренняя политика царизма.
После подавления крестьянской войны 1773 – 1775 годов, которая до основания потрясла дворянскую империю, усилилась крепостническая реак­ция. В 1775 году правительство издало «Учреждение для управления губер­ний Российской империи». По этому закону вся страна разделялась на 50 гу­берний. В каждой из них был создан большой полицейско-бюр ...

Выводы
Таков был Ашока, величайший из царей. Он далеко опередил свое время. Он не оставил наследника или организацию людей, которые бы продолжили его работу, и через столетие после его смерти, великие дни его правления стали славной памятью разрушенной и распадающейся Индии. Каста священников-брахманов, самая высокая и привилегированная каста ...