Детство и юность

[На реке Тунгаре, впадающей в Воршу, расположено теперь старинное село Черкутино, Владим. губ. Сто тридцать семь лет назад оно было незначительной деревушкой, а когда-то вотчиной рода бояр Салтыковых, из которого происходила Анна Ивановна. 1 января 1772 года в семье бедного, черкутинского священника, родился четвертый сын, впоследствии, по фамилии, данной в семинарии, от латинского слова sperans (надеяться) граф М.М. Сперанский.] 2 (стр.166-167) [Он вырос среди простого и особенного люда низшего духовенства, полумужиков и полуклириков. Малообразованных, но занющих и любящих книгу.] 3 (стр. 7) Отец Сперанского, как уже было отмечено, был приходским священником, служившим сначала дьяконом, а за год до рождения сына получившим сан священника. Мать Михаила Михайловича, Прасковья Федоровна, была очень живой и энергичной женщиной, которую многие уважали в деревне за благочестивую жизнь. Самое сильное впечатление детства оставила на Михаила Михайловича глубоко религиозная бабушка, проводившая почти все время в молитвах, а слепой дед научил читать. Именно от деда будущий государственный деятель получил первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил с ним в церковь, и там из-за стойки читал Апостола и Часослов вместо пономаря. Сперанский обладал крайне слабым здоровьем и не принимал участия в детских забавах со сверстниками, почти все время проводил в одиночестве или в общении с дедом. Он впоследствии никогда не забывал о своем низком происхождении и гордился им. Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь.

[Летом в Черкутино приехали владелец поместья Николай Иванович и протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский, который был тогда гофмейстером двора наследника престола Павла Петровича, а позже (с 1784 года) стал духовником великих князей Александра и Константина Павловичей. Самборскому мальчик очень полюбился, он познакомился с его родителями, играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал в Петербург.] 4

Летом 1781 года отец Сперанского отвез его во Владимир, где устроил его на учебу в епархиальную семинарию. В семинарии Сперанский изучал латинский и греческие языки, риторику, математику, физику, философию и богослужение. Большинство предметов преподавалось формально, на основе устаревших учебников. Семинаристы должны были заучивать наизусть целые главы. Только благодаря своему стремлению к знаниям и трудолюбию, будущий реформатор получил глубокие знания. Учился Сперанский на отлично. Рос интерес мальчика к «светским» наукам. Любимыми предметами Сперанского были философия и риторика.

Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. В том же году в Петербурге была основана семинария в Александро-Невском монастыре. Сразу же последовал приказ присылать из всех семинарий России лучших учеников. В Суздале выбор пал на Сперанского и двух его товарищей. В восемнадцать лет все трое были зачислены в новую семинарию на казенное содержание. В курс Александро-Невской семинарии были включены красноречие, богословие, математика, физика и французский язык. И здесь Сперанский был лучшим учеником. Лучшего студента оставили в Петербурге для преподавания математики, физики и философии в своей семинарии. Также ему было доверено произносить проповеди. Митрополит позже предложил молодому преподавателю принять монашество, но Сперанский отказался

Следствие, суд, расправа
Аресты декабристов шли до середины апреля 1826 года. Всего было арестовано 316 человек. Всего же по делу декабристов проходило свыше 500 человек (о многих следствие велось заочно). 121 человек предстал перед Верховным уголовным судом. Кроме того, состоялись суды над сорока членами тайных обществ в Могилеве, Белостоке и в Варшаве. Обыкн ...

Переселение крестьян в Сибирь
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местно ...

Теория Хуана Линца
В своём эссе «Тоталитарные и авторитарные режимы» (1975) Х. Линц утверждал, что главной чертой тоталитаризма является не террор сам по себе, а стремление государства к надзору над всеми аспектами жизни людей: общественным порядком, экономикой, религией, культурой и отдыхом. Однако Линц выделил ряд особенностей тоталитарного террора: сис ...