Детство и юность

[На реке Тунгаре, впадающей в Воршу, расположено теперь старинное село Черкутино, Владим. губ. Сто тридцать семь лет назад оно было незначительной деревушкой, а когда-то вотчиной рода бояр Салтыковых, из которого происходила Анна Ивановна. 1 января 1772 года в семье бедного, черкутинского священника, родился четвертый сын, впоследствии, по фамилии, данной в семинарии, от латинского слова sperans (надеяться) граф М.М. Сперанский.] 2 (стр.166-167) [Он вырос среди простого и особенного люда низшего духовенства, полумужиков и полуклириков. Малообразованных, но занющих и любящих книгу.] 3 (стр. 7) Отец Сперанского, как уже было отмечено, был приходским священником, служившим сначала дьяконом, а за год до рождения сына получившим сан священника. Мать Михаила Михайловича, Прасковья Федоровна, была очень живой и энергичной женщиной, которую многие уважали в деревне за благочестивую жизнь. Самое сильное впечатление детства оставила на Михаила Михайловича глубоко религиозная бабушка, проводившая почти все время в молитвах, а слепой дед научил читать. Именно от деда будущий государственный деятель получил первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил с ним в церковь, и там из-за стойки читал Апостола и Часослов вместо пономаря. Сперанский обладал крайне слабым здоровьем и не принимал участия в детских забавах со сверстниками, почти все время проводил в одиночестве или в общении с дедом. Он впоследствии никогда не забывал о своем низком происхождении и гордился им. Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь.

[Летом в Черкутино приехали владелец поместья Николай Иванович и протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский, который был тогда гофмейстером двора наследника престола Павла Петровича, а позже (с 1784 года) стал духовником великих князей Александра и Константина Павловичей. Самборскому мальчик очень полюбился, он познакомился с его родителями, играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал в Петербург.] 4

Летом 1781 года отец Сперанского отвез его во Владимир, где устроил его на учебу в епархиальную семинарию. В семинарии Сперанский изучал латинский и греческие языки, риторику, математику, физику, философию и богослужение. Большинство предметов преподавалось формально, на основе устаревших учебников. Семинаристы должны были заучивать наизусть целые главы. Только благодаря своему стремлению к знаниям и трудолюбию, будущий реформатор получил глубокие знания. Учился Сперанский на отлично. Рос интерес мальчика к «светским» наукам. Любимыми предметами Сперанского были философия и риторика.

Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. В том же году в Петербурге была основана семинария в Александро-Невском монастыре. Сразу же последовал приказ присылать из всех семинарий России лучших учеников. В Суздале выбор пал на Сперанского и двух его товарищей. В восемнадцать лет все трое были зачислены в новую семинарию на казенное содержание. В курс Александро-Невской семинарии были включены красноречие, богословие, математика, физика и французский язык. И здесь Сперанский был лучшим учеником. Лучшего студента оставили в Петербурге для преподавания математики, физики и философии в своей семинарии. Также ему было доверено произносить проповеди. Митрополит позже предложил молодому преподавателю принять монашество, но Сперанский отказался

Основные события
Уже в первых числах января 1918 г. Япония послала свои корабли к российским берегам. 12 января во Владивостокской бухте появился японский крейсер «Ивами». Вслед за ним 14 января в бухту золотой Рог прибыл английский крейсер «Суферолк». 17 января появился еще один японский крейсер «Асахи». Одновременно под давлением американского, англий ...

Движение декабристов
Отказ правительства от политики преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Одним из истоков зарождения “вольномыслия в России” стала Отечественная война. В 1814—1815 гг. возникают первые тайные о ...

Общенациональный патриотический подъем
Середина 30-х годов характеризовалась не только усилением японской агрессии, но и постепенным нарастанием сопротивления со стороны гоминьдановского режима, испытывавшего огромное политическое давление со стороны китайской патриотической общественности. Определенное военно-политическое укрепление гоминьдановского режима, упрочение в гоми ...