Октябрьский переворот. Становление советской системы государственного управления
Страница 1

Материалы » Формирование советского государственного аппарата » Октябрьский переворот. Становление советской системы государственного управления

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов.

Ночь с 24 на 25 октября – начало исторического восстания, руководство которым осуществляется из здания Смольного института. Красногвардейцы, матросы и солдаты, ставшие на сторону большевиков, без особого труда занимают важнейшие пункты города.

25 октября в 2 часа 35 минут ночи в актовом зале Смольного открылось экстренное заседание Петроградского совета, на котором Ленин провозгласил революцию свершившейся.

Первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т. е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства: установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. на следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти – «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам и т. д. контроль над деятельностью комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправильности решений II съезда Советов в виду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее, столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представляющих практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов.

ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 – левыми эсерами, 6 – меньшевиками – интернационалистами, 3 – украинскими социалистами и 1 эсер – максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л. Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство – Совет народных комиссаров. Его возглавил так же большевик В.И. Ленин. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформулировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Страницы: 1 2

Невские берега до основания Санкт-Петербурга
Около 20 тысяч лет назад началось таяние последнего ледника, который полностью покрывал территорию современной Ленинградской области. Образовалось огромное водное пространство. Со временем земля стала подниматься, а вода отступать. Окончательный рельеф м естности сформировался приблизительно 4,5-5 тысяч лет назад. Вслед за отступающим л ...

Занятие Эстонии советскими войсками
22 сентября, в 11 часов дня в Таллин вошла подвижная группа 8-го Эстонского стрелкового корпуса; чуть позже — передовые отряды 8-й армии. В девять вечера 22 сентября 1944 года штаб 8 й армии сообщил в военный совет Ленинградского фронта о занятии Таллина. Лейтенант Йоханнес Лумисте и ефрейтор Эльмар Нагельман из 354-го полка Эстонского ...

Изучение столыпинской реформы на современном этапе
С 1991 г. в белорусской исторической науке активно развернулась работа по изучению и пересмотру ряда вопросов истории аграрных отношений. Тем или иным вопросам посвятили свои работы белорусские историки В.Ф. Батяев, П.И. Бригадин, В.М. Бусько, У.П. Крук, М.М. Забавский, А.П. Жытко, В.П. Панютич, А.Ф. Смолянчук и др. Значительный вклад ...