Этапы
Страница 4

Оговаривалось и устройство государства: царь являлся главой государства, но права его ограничивались Боярской думой и Земским собором, т.е. ограниченная монархия с разделением властей. Предполагалось, что Московское государство останется независимым.

Таким образом, предполагалось выйти из кризиса, перейти на европейский путь развития, используя польские войска, а также польскую династию.

Договор 1610 г. не реализовался. Владислав не перешел в православие - ему в это время было 15 лет, и он был яростным католиком. Кроме того, перейдя в православие, он терял право на польский престол после смерти отца. В Российском обществе началось патриотическое движение за то, чтобы страна решала свои проблемы самостоятельно, без иностранного вмешательства. Категорически против польской династии выступила православная церковь в лице патриарха Гермогена. Собирается ополчение, в рядах которого были дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне. Ополченцами были не только русские, но и народы Поволжья, кители Украины. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Нижегородской торговец Кузьма Анкудинович Минин стали лидерами патриотических сил, инициаторами создания ополчения для освобождения территории России от иностранных войск.

Любопытно, что ополченцы думали не только о чисто военных удачах (вытеснить поляков с русской земли), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран земский совет, созданы приказы (судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности. В октябре 1612 г. ополчение спасло Москву, освободив ее от польских войск.

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Кузьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у простых людей, символизировал поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда "народ углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения". Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил по словам И. Е. Забелина, "такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно".

В 1612 г. на Красной площади в честь победы был открыт собор Казанской божьей матери, построенный на деньги Пожарского и на народные пожертвования. (Чудотворная Икона Казанской божьей матери была с войсками.) В советский период собор был уничтожен и восстановлен первым Президентом России Б. Н. Ельциным.

2. Государственное и общественное развитие после Смуты. Первые Романовы. После освобождения Москвы в январе 1613 г. собрался Земский собор. Здесь были и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и люди посада, и свободные крестьяне-общинники. Однако не было представителей крепостного крестьянства и нерусских народов.

Земский собор 1613 г. был многолюден. Хотя точное число Участников неизвестно, историки предполагают, что оно приближалось к 700 человек. Заседания чаще всего шли в Успенском соборе Кремля. Это было единственное помещение, которое могло вместить такое количество людей.

Борьба при обсуждении вопроса о власти шла очень острой. На московский престол предлагали сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Летописец свидетельствовал, что предложение об иноземном царе исходило от аристократии. Однако низы не поддержали это стремление. Псковский летописец указал: "Народы же ратные не восхотели ему быти".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Формы тоталитарного режима
Есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Последний часто называют разновидностью фашизма. ...

Арсений Иванович Маркевич - организатор краеведческого движения в Крыму. Период становления А.Маркевича
В один из дней обороны Севастополя 30 (!), 31 (!)[[2]] марта (по ст. стилю) 1855 года, в семье русского священника Ивана Маркевича родился мальчик, которому судьба уготовила блестящий, полный поисков и открытий, долгий жизненный путь.[[3]] Очень скромный, трудовой быт его семьи был полон умственных, интеллектуальных интересов, которые б ...

Внешняя политика
В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник. Но уже в эти годы он решал крупные государственные вопросы. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи и вятичи. Владимиру потребовалос ...