Этапы
Страница 7

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России. Реформа не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эти умеренные реформы привели к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры (староверов). И там и там были люди разных слоев, разного положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после удаления Никона. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело Церковной реформы в свои руки. В 1667 г. царь созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. Царь стремился заранее на решение, используя греческих иерархов, приглашенных на собор. Многие русские священнослужители выступали за контроль над государством. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно - собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили в приверженности к латинству) и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, ухо; ни в леса. Самосожжением покончили около 20 тысяч человек.

Церковная реформа, при всей ее ограниченности и несопоставимости с реформацией, воспринималась обществом как прозападная. Иллюзий не было, что ее сторонники в конечном итоге призывают воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви. Любопытно, что протопоп Аввакум, неистовый ревнитель старой веры, в своих сочинениях поместил в ад не только царя Алексея Михайловича, допустившего никонианство, и, естественно, самого Никона, но и Платона, Аристотеля, Диогена - крупнейших мыслителей греко-латинской цивилизации.

Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Великий преобразователь России - явление, которое было невозможно, если бы ему не предшествовала церковная реформа.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Первый период государственной карьеры
В свои двадцать с небольшим лет М.М. Сперанский много достиг. Отказавшись от монашества, в 23 года он уже был перфектом семинарии. Но затем его судьба круто изменилась. [Князю А.Б. Куракину, управлявшему в последние годы царствования Екатерины II третьей экспедицией для свидетельства государственных, счетов понадобился еще один домашний ...

Политическая система Франции
Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм. Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельнос ...

Пограничное сражение
После захвата Бельгии и Люксембурга германские войска (1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-а армии) во второй декаде августа вошли на территорию Франции, где встретили французские (3-я, 4-я и 5-я) и британскую армии. 21-25 августа произошло Пограничное сражение - серия столкновений, главными из которых были Арденнская (22 - 25 августа), Самбро-Маас ...