Самодержцы Петр I и Екатерина II в произведениях Ключевского
Страница 1

Материалы » Портреты российских самодержцев в творчестве В.О. Ключевского » Самодержцы Петр I и Екатерина II в произведениях Ключевского

Во второй главе исследования нами сделана попытка характеристики взглядов В.О. Ключевского на исторические личности Петра I Екатерины II.

Петр I Великий (1696 - 1725).

Происхождение.

Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца.

На четвертом году Петр лишился отца. При царе Федоре, сыне Милославской, положение матери Петра с ее родственниками и друзьями стало очень затруднительно. Другие люди всплыли наверх, овладели делами. Царь Алексей был женат два раза, следовательно, оставил после себя две клики родственников и свойственников, которые насмерть злобствовали одна против другой, ничем не брезгуя в ожесточенной вражде. Милославские осилили Нарышкиных и самого сильного человека их стороны, Матвеева, не замедлили убрать подальше на север, в Пустозерск. Молодая царица-вдова отступила на задний план, стала в тени.

Как отмечает Ключевский, "печальные обстоятельства детства и молодости, выбившие Петра из старых, чопорных порядков кремлевского дворца, пестрое и невзыскательное общество, которым он потом окружил себя, самое свойство любимых занятий, заставлявших его поочередно браться то за топор, то за пилу или токарный станок, то за нравоисправительную дубинку, при подвижном, непоседном образе жизни, сделали его заклятым врагом всякого церемониала". [13]

Образование.

По старорусскому обычаю, Петра начали учить с пяти лет. Учителем был назначен Зотов. "Зотов был учительный человек, тихий и небражный"[14]. Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но, по словам Ключевского, Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте. Он передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных учителей-грамотеев.

Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого Прихода. Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с "кунштами", картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать "исторические книги", рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция "потешных тетрадей", в которых были изображены золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и "истории лицевыя с прописьми", иллюстрированные повести и сказки с текстами.

Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось (в связи со смертью его отца и политических событий в стране).

Страсть к иноземным диковинам привела Петра ко вторичной выучке, незнакомой прежним царевичам. Под руководством голландца Тиммермана Петр "гораздо с охотою" принялся учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации.

В 1697 г.25-летний Петр увидел Западную Европу, о которой ему так много толковали его друзья и знакомые из Немецкой слободы. Сообразно со своими наклонностями, Петр спешил ближе ознакомиться также с Голландией и Англией, с теми странами Западной Европы, в которых особенно была развита военно-морская и промышленная техника.

Петр постоянно в движении, осматривает всевозможные редкости и достопримечательности, фабрики, заводы, кунсткамеры, госпитали, воспитательные дома, военные и торговые суда, влезает на обсерваторию, принимает у себя или посещает иноземцев, ездит к корабельным мастерам.

Воспитание.

Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, "цимбальцами" и "большими цимбалами" немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то "клевикорд" с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Транспортное строительство в России в XIX в.
Важнейшим фактором экономического развития России XIX - начала XX вв. становится массовый внутренний транспорт, что определялось обширностью ее территории, удаленностью от морских побережий, начавшимся массовым освоением полезных ископаемых и плодородных земель в периферийных частях страны. До середины XIX в. главную роль играл внутренн ...

Свидерский Савелий Алексеевич
Родился в 1905 году в семье крестьянина, д. Деньгубка Могилевской области. Окончил 6 классов в городе Обира (Белоруссия). С 17 лет работает на шахтах Челябинской области, в Сталинграде. С 1927 - в Красной Армии, курсант полковой школы. До 1953г. связан с армией. Во время войны командир полка воевал на Северо-Западном, Калининском, Цент ...

Эстонская Республика (1920-1940 гг.)
15 июня 1920 года Конституционная Ассамблея одобрила проект первой конституции Эстонской Республики, основанной на моделях конституций Веймарской республики, Швейцарии, Франции и США. ...