Хозяйственное освоение и заселение территории России в XIV – XVI вв.
Процесс формирования централизованного Российского государства сопровождался крупными территориальными сдвигами в размещении населения. Это определялось крайней неравномерностью в хозяйственном освоении территорий, а следовательно и неравномерностью в размещении населения. Так, в середине XVI в. численность населения России составляла 6-7 млн. человек, причем около половины приходилось на Волго-Окское междуречье и смежные территории. По-прежнему был характерен процесс колонизации русского Севера. Из Новгородско-Псковской земли продолжалось традиционное переселение на северо-восток через Белоозеро. Важное значение в притяжении населения стал играть торговый Двинско-Сухонский путь на Белое море. Однако с конца XVI в. начинается отток населения из бассейнов Северной Двины, Вятки и Камы в Сибирь.
С середины XVI в. начинается интенсивное перемещение населения из исторического центра страны на черноземные почвы Поволжья и Дикого поля. На Волге возникает цепь русских городов-крепостей, у которых быстро растет торгово-промышленная деятельность. Крупную роль в колонизации Севера и Поволжья сыграли монастыри. Для предотвращения нападений крымских и ногайских татар на центральные области России в 1521 - 1566 гг. была построена Большая засечная черта. Она протянулась от Рязани до Тулы и далее на запад до Оки и Жиздры. Засечная черта состояла из завалов-засек в лесах и земляных валов в открытой местности. В местах проезда населения строились опорные пункты с башнями, подъемными мостами, острогами и частоколами. Под защитой этой Большой засечной черты до конца XVI в. произошло заселение северо-восточной части современной Калужской, северной половины Тульской и большей территории Рязанской областей. Южнее Большой засечной черты на Среднерусской возвышенности в самом конце XVI в. возникает целая сеть городов-крепостей (Орел, Курск, Белгород, Старый Оскол и Воронеж), ставших центрами заселения черноземного края.
Русские области в составе Киевской Руси
Важную роль в жизни славян играли реки основные транспортные пути того времени. В IX в. возник, а в X в. - начале XI в. наибольший расцвет получил торговый путь «из варяг в греки» - от побережья Балтийского до берегов Черного морей. Он проходил по рекам Нева, Волхов, Ловать, Западная Двина и Днепр. Путь «из варяг в греки» стал транспорт ...
Предпосылки феодальной раздробленности
В основе социально-экономических предпосылок развития феодальной раздробленности на Руси лежал процесс феодализации - рост феодальной земельной собственности и складывание классов феодалов и зависимых крестьян. Формирование крупной земельной собственности на Руси в IX-XII вв. шло сложным путем. В IX-Х вв. оно происходило путем "окн ...
Литературная и публицистическая деятельность и
философские взгляды Герцена
Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. С 1842 по 1847 год он помещает в "Отечественных Записках" и "Современнике" статьи: "Дилетантизм в науке", "Дилетанты-романтики", "Цех учёных", "Буддизм в науке", "Письма об изучении природы". Здесь Герцен ...
