Транспортное строительство в России в XIX в.

Материалы » Историческая география России » Транспортное строительство в России в XIX в.

Важнейшим фактором

экономического развития России XIX - начала XX вв. становится массовый внутренний транспорт, что определялось обширностью ее территории, удаленностью от морских побережий, начавшимся массовым освоением полезных ископаемых и плодородных земель в периферийных частях страны. До середины XIX в. главную роль играл внутренний водный транспорт. Для обеспечения регулярного судоходства между бассейнами Волги и Невы в 1810 г. была сооружена Мари-инская водная система, прошедшая по трассе: Шексна - Белое озеро -Вытегра - Онежское озеро - Свирь - Ладожское озеро - Нева. Позже были созданы каналы для обхода Белого и Онежского озер. В 1802 -1811 гг. была построена Тихвинская водная система, соединившая волжские притоки Мологу и Чагодошу с Тихвинкой и Сясью, впадающей в Ладожское озеро. На протяжении XIX в. происходит неоднократное расширение и улучшение этих водных систем. В 1825 - 1828 гг. был построен канал, соединивший Шексну с притоком Северной Двины Сухоной. Волга становится основной транспортной артерией страны. К началу 60-х годов на Волжский бассейн приходилось % всех грузов, перевозимых по внутренним водным путям Европейской России. Крупнейшими потребителями массовых грузов выступали Петербург и Центрально-нечерноземный район (особенно Москва).

Во второй половине XIX в. основным видом внутреннего транспорта становятся железные дороги, а водный транспорт отходит на второй план. Хотя железнодорожное строительство в России началось с 1838 г., в нем выделяются два периода особенно интенсивного развития. В 60 -70-е годы железнодорожное строительство в основном осуществлялось в интересах развития сельского хозяйства. Поэтому железные дороги связали основные земледельческие районы как с главными внутренними потребителями продовольствия, так и с ведущими экспортными портами. При этом крупнейшим железнодорожным узлом становится Москва.

Еще в 1851 г. железная дорога Москва - Петербург связала обе русские столицы и дала дешевый и быстрый выход из Центральной России к Балтике. В последующем были построены железные дороги, связавшие Москву с Поволжьем, Черноземным Центром, Слободской Украиной, европейским Севером и западными областями Российской империи. К началу 80-х годов был создан основной костяк железнодорожной сети Европейской России. Вновь построенные железные дороги и сохранившие свое значение внутренние водные пути стали каркасом формирования единого сельскохозяйственного рынка России.

Второй период интенсивного железнодорожного строительства пришелся на начало 90-х годов. В 1891 г. началось сооружение Великой Сибирской железной дороги, прошедшей по югу Сибири до Владивостока. Железные дороги к концу века перехватили у внутреннего водного транспорта перевозку массовых грузов, особенно хлеба. Это вызвало, с одной стороны, резкое сокращение речных перевозок зерна и стагнацию (застой) многих среднерусских городов в бассейне Оки, а, с другой, подняло роль балтийских портов, которые стали конкурировать с Петербургом. По мере промышленного развития страны возрастали железнодорожные перевозки каменного угля, руд, металлов, строительных материалов. Таким образом, железнодорожный транспорт стал мощным фактором формирования территориального разделения труда

Вторая мировая война.
После 1й мировой войны были приняты меры для стабилизации международной обстановки, была учреждена Лига Наций (прообраз ООН), введены ограничения не позволявшие Германии наращивать вооружения. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. вынудил многие страны заниматься решением своих внутренних проблем. Произошло разделение стран на д ...

Германский вопрос
С осени 1945 года в германском вопросе уже четко определился курс трех западных держав на раздел страны. При этом следует иметь ввиду, что для народов бывшего Советского Союза, как и для многих других европейских государств, германский вопрос означал, прежде всего, живое напоминание о военном нашествии с немецкой земли, несшем смерть и ...

Военная реформа
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной. До Петра армия состояла из д ...