Политический строй государства
Страница 1

Политический строй Османской империи приковывал внимание европейских наблюдателей. Он подвергался описанию и анализу в трудах дипломатов и путешественников, философов и правоведов. Если для одних это была просто абсолютная монархия восточного типа, то для других, без сомнения, это был деспотический режим, как назвал его Макиавелли в знаменитом сочинении «Кушзь», написанном в 1513 г. Несмотря на различия, во всех характеристиках указывается, что власть султана абсолютна, вне зависимости от того, опирается ли она на закон и правосудие или представляет собой дикое самоуправство. Рассматривая те же реалии с другой стороны, можно утверждать, что подчинение подданных было абсолютным. Чиновники на местах целиком находились во власти повелителя и не способны были составить противовес всесильной власти последнего.

Согласиться полностью с такой трактовкой османской власти все-таки нельзя. Султан не мог действовать только по своей прихоти, не мог преступить незыблемых рамок коранического закона, шариата. Это и являлось основным препятствием для его «всемогущества», которое Монтескье не без преувеличения охарактеризовал как деспотизм. (О духе законов, 1748 г.).

Говоря шире, султан зависел от своего рода имперской идеологии, для которой исламская этика была лишь одной из составляющих. Он должен был воплощать собой достоинство, справедливость и щедрость, защищать подданных-мусульман и немусульман, вверенных ему Господом, от произвола властей предержащих, начиная с его собственных наместников. Ахмед I писал, например, в 1609 г. в своем полном упреков послании наместникам: «Вместо того, чтобы карать разбойников и иных смутьянов, вы берете с них подати и позволяете им творить злодеяния. При таком попустительстве они ведут себя дерзко, собираются в шайки, нападают на бедных крестьян, творят над ними насилие и обирают их. Их несчастные жертвы не знают покоя, и им ничего не остается, кроме бегства . Бесчисленные деревни покинуты и разграблены . До моего монаршего слуха дошло, что над крестьянами были совершены бесчинства . Между тем, если вас назначили правителями, то это для того, чтобы вы любили то, что предписано, и ненавидели то, что запрещено».

Султан никогда не ставил под сомнение правила, сложившиеся с незапамятных времен, и то, что стало признанным. Не могущий поддаться собственному капризу, он был связан паутиной норм и условностей, регулирующих его поведение, вплоть до собственных слов.

На практике широкие полномочия султана были делегированы непосредственно его представителям на местах: в центре государства — великому визирю и другим членам имперского Дивана, «опорам государства»; в провинциях— военным правителям, беям, паше и их помощникам. Между тем существует два главных принципа, ограничивающих возможность перехвата власти у султана его полномочными представителями. За исключением духовенства, улемов, имевших, благодаря служению Всевышнему, автономию и особый почитаемый статус, все чиновники и руководители считались рабами (кул) султана. Ему принадлежит и их жизнь, и их имущество.

Разделение компетенции и неуловимое равновесие между различными наместниками султана — другой принцип, позволяющий ему сохранять контроль над своими подчиненными и оставаться хозяином положения. На провинциальном уровне не счесть примеров тщательного разграничения власти юридически-административной и военной и соответствующей профессиональной иерархии.

Страницы: 1 2

Неолит
Около 12 тыс. лет назад в Юго-Западной Азии и Египте начался переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, то есть от присваивающего хозяйства к производящему. Переход к производящему хозяйству занял довольно долгое время и происходил постепенно. Сам термин «неолит» характеризует эпоху, когда основу экономики составляло ...

Политическая система Франции
Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм. Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельнос ...

Тайные сообщества XX – начала XXI веков. Тайные сообщества XX века
О. Грейгъ[282] пишет: «Документы свидетельствовали, что в конце XIX века Россия стала главным препятствием для международных сил, стремящихся контролировать мировые ресурсы. Силы эти, именуемые Орден , означают центр по подготовке войн и революций, еще — центр международного еврейства, и расположены по адресу: США, Нью-Йорк, Бродвей, 12 ...